Атлас
Войти  

Также по теме

К ответу!

  • 1793

Фотография: Sipa/Fotobank
Идеальная фокус-группа выглядит приблизительно так же, как собрание безупречных степфордских жен из одноименного фильма

Один наш клиент и всеобщий любимец итальянец Марио Даркетти очень любил исследования в России. Особенно командировки в регионы и домашние визиты к респондентам. Его многое изумляло, но яростное негодование вызывал лишь один загадочный для него факт — сосуществование в России прекрасных женщин и «таких» мужчин. Марио считал вопиющей, возмутительной несправедливостью то, что именно нашим мужикам, какими он их видел, досталось такое сокровище — русские женщины.

Легче всего было считать, что это лишь зависть иностранца к россиянам мужско­го пола, но мы, и особенно коллеги-девушки, соглашались с г-ном Даркетти. Какая-никакая, но солидарность с русскими ­мужчинами лишает меня желания пересказывать претензии итальянца. С куда большей радостью я хочу рассказать о том, как наши социологи каждый день заново открывают для себя женщин, разговаривая с ними подолгу обо всем на свете.

Все известные мне исследователи ­больше всего любят те проекты, где нужно говорить с женщинами или где большинство респондентов — женщины. Они намного легче, чем мужчины, идут на контакт. Девушки и женщины в состоянии поверить в наше искреннее желание выслушать их, а не рассматривать происходящее как домогательство («им что-то от меня надо»). Если особа любого возраста соглашается ответить на вопросы анкеты, то, какою бы длинной та не была, скорее всего, она будет отвечать до конца, а не прервет интервью, сказав: «Извините, мне уже пора».

С ними намного проще и приятнее разговаривать еще и потому, что они говорят существенно лучше, чем население противоположного пола. То есть в состоянии внятно сформулировать свою мысль, высказать свои ощущения, переживания. Женщины прекрасно понимают эмоциональное состояние других, легко декодируют невербальные сигналы, мельчайшие изменения выражения лица или голосовой тональности. Если кто-то из участниц группы не в состоянии ясно выразиться, ей легко могут помочь, точно уловив ее состояние и подобрав вместо нее слова.

Только среди женской аудитории можно обнаружить стремление к совершенству при выполнении заданий во время групповых дискуссий и в особенности заданий домашних. В Ростове-на-Дону одна девушка в течении двух недель по нашей просьбе вела дневник и каждое событие, даже каждую мысль иллюстрировала рисунками изумительного качества («я сижу в интернете», «гуляю по набережной Дона»).

Женщины великолепно понимают, что такое little important things, более того, именно деталям, что особенно важно в маркетинговых исследованиях, они придают огромное значение. Их рисунки и коллажи на любую тему всегда многоцветны, полны дополнительных пояснений, подписей, уточнений.

По мере, а иногда и сверх меры своих возможностей женщины пытаются ­уха­живать за собой. Если говорить о регионах, то для своих условий жизни и уровня доходов женщины выглядят просто потрясающе. Они хотят быть красивыми, привлекательными и нравиться мужчинам, мечтают быть любимыми. Чаще всего это совершенно бескорыстное желание. Просто установка: нужно быть женственной, обаятельной и привлекательной. Чтобы добиться таких впечатляющих результатов, требуются огромные усилия, которые усилиями часто не признаются. «Ха, какие еще сложности! Проснулась, душ, быстренько своим завтрак приготовила, раз-раз, погладила, привела себя в порядок — и на работу».

В групповых дискуссиях/сессиях ни девочки-подростки, ни взрослые женщины никогда не «бодаются» друг с другом, напротив, стремятся кооперироваться, оказывают поддержку: «девочки, давай­те обсудим и решим, кто и что делает». Готовность к сотрудничеству проявляется в массе мелочей. Например, среди участниц дискуссии всегда находится кто-то, кто берется помочь ведущему: раздать всем участникам листочки бумаги, журналы. Дамы могут остаться даже разочарованными, если им не удалось поучаствовать.

Как респонденты женщины — благодарные, позитивные, любопытные. Если они что-то оценивают, то всегда их оценки выше, чем оценки, которые дают тем же самым объектам или событиям ­муж­чины. Чем лучше женщины понимают, что их действительно слушают, уважают и заинтересованы именно в их мнении, тем более открытыми и искренними они становятся. Мужчины в подобных же обстоятельствах легко могут счесть, что их принимают за экспертов, и начать умничать.

Боюсь, что наши девы и матери се­мейств, одинокие, разведенные и замужние, испытывают чудовищный дефицит внимания. Иначе сложно объяснить, отчего с таким желанием и откровенностью женщины (как в Москве, так и в регионах) рассказывают о себе и своей жизни. Секретные подробности и нюан­сы ухода за собой совершенно свободно обсуждаются в групповой дискуссии, а в личных интервью могут быть ­расска­заны самые интимные сведения и тайны личной жизни. В этот момент лишь просят отключить диктофон и говорят тише.

При этом женщины никогда, ни в глубинных личных интервью, ни во время дискуссий, никогда не гордятся тем, что у них кроме мужа есть еще и друг. Среди мужчин же регулярно находятся те, кто с достоинством и улыбочкой сообщает присутствующим на группе, иногда прямо на первых минутах знакомства, насколько он сексуально привлекательный и неотразимый в свободное от семьи время.

Для наших женщин семья, существующая, а иногда будущая, — ключевая и самая важная тема. Когда происходит знакомство, практически все и всегда, представляясь, говорят, замужем они или нет, сколько у них детей. Встречают­ся счастливые семьи, где жена с любовью говорит о муже и светится при всяком упоминании о нем. Тем не менее довольно часто о муже как о члене семье вспоминают в последнюю очередь: «У меня семья, двое детей, мама, кот есть и черепаха. Муж? А, ну и муж тоже есть». Иногда о главе семьи без всякого злого умысла отзываются как о симпатичном псе или бычке, который вечером возвращается домой. «Вечером мужу нужно еду разогреть, накормить, напоить. А потом своими делами заняться можно».

Главное же — женщины не бывают безработными. Когда они не работают, уходят с работы или теряют ее, то представляются как «сижу с ребенком», «занимаюсь домом и семьей/мужем», «домохозяйка», «временно домохозяйка». Они всегда при каком-то деле, и жизненные силы их не иссякают, а только прибавляются. Что будет результатом такого прибавления? Вдруг начнет торжествовать справедливость, которой так жаждал итальянец Марио, пока жил в России? Как недавно пропел Борис Гребенщиков, «другие грядут времена: муж превратится в орнамент и всем будет править жена».
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter