Атлас
Войти  

Также по теме

К какой экономической школе вы принадлежите

  • 1841

иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures

В экономике, как в дизайне и футболе, разбираются все. До тех пор пока не придется спорить с профессиональными ­экономистами: тут вечно рискуешь быть записанным в адепты какого-нибудь особо злостного учения, недостойного серьезной критики, — и тогда, о ужас, экономист просто махнет на вас рукой и откажется продолжать умный разговор.

Ниже — примитивный и антинаучный тест, который поможет вам сориентироваться, в какой школе искать единомышленников. Найти «своих» — хорошее дело: можно потом ходить стенка на стенку против «чужих» или радоваться, что кто-то с вами согласен. Когда речь идет об экономике, это редкая радость.

Если вам кажется верным приведенное в левой колонке утверждение, запишите на листок бумаги букву из правой колонки. Если вы с утверждением не согласны, ничего не записывайте.

Утверждение Инфляция — это когда государственный центральный банк печатает деньги и наполняет ими экономику. Рост цен — только одно из последствий такого положения вещей A

 

Для роста экономики нужно стимулировать спрос, увеличивая государственные расходы D

 

Механизмы госуправления важнее для экономики, чем влияние спроса и предложения B

 

Экономические агенты (люди и компании), исходя из доступной информации, формируют рациональные ожидания о будущем состоянии экономики. Эти ожидания адекватно предсказывают будущее F

 

Рынок — вовсе не нейтральная среда для распределения ресурсов. На нем правят бал государство и монополии, решающие свои задачи, в том числе навязывающие потребителям не самые нужные им товары. Таким образом, техника и технологии, а не рыночные механизмы определяют лицо общества B

 

Ожидания людей имеют огромное влияние на экономические решения, но ожидания эти часто иррациональны, особенно если речь идет о далеком будущем: человек просто не может его предсказать E

 

Инфляция возникает, когда денежная масса растет быстрее, чем производство C

 

Бизнес-цикл устроен так: государство увеличивает денежную массу, понижая процентные ставки, затем участники рынка гоняются с этими деньгами за все более экзотическими инвестиционными возможностями, надуваются пузыри, затем неразумные инвестиции обесцениваются, кредит становится недоступным — и наступает рецессия A

 

Государство должно не заново изобретать денежную политику, исходя из обстоятельств, а следовать строгим и прозрачным правилам — например, четко определять уровень инфляции, к которому стремится, и формулу, по которой денежная масса будет увеличиваться для достижения этого уровня C

 

Чем быстрее растут доходы людей и компаний, тем больше доля этих доходов, направляемая на инвестиции D 

Экономический индивидуализм менее полезен для развития общества, чем организованная борьба за свои социальные интересы B

 

Рост денежной массы не причина, а следствие инфляции: чем выше издержки, тем дороже компаниям финансировать производство и тем выше спрос, предъявляемый ими на кредитные ресурсы E

 

Математические и лабораторные методы не применимы к экономическим явлениям: экономику творят люди, а их мотивы слишком сложны и разнонаправленны, чтобы описать это с помощью математических моделей A

 

Свободный рынок стремится к точке равновесия — полная занятость и 100-процентное использование производственных мощностей F

  Уровни инфляции и безработицы взаимосвязаны. Борясь с инфляцией, государство способствует росту безработицы — и наоборот. Поэтому в денежной политике нужно найти золотую середину D

 

Реальная заработная плата формируется не на рынке труда, а на рынках товаров и услуг: она выводится из нормы прибыли, которую устанавливают для себя компании, исходя из спроса на их продукцию E

 

Никакой жесткой обратной зависимости между уровнями инфляции и безработицы в долгосрочной перспективе не существует, то есть при низкой инфляции безработица тоже может быть низкой C  Кризисы — это не случаи неэффективности рынка, а лишь способ, которым рынок, наоборот, максимально эффективно адаптируется к внешним шокам F 

Как интерпретировать результаты

А — этой буквой отмечены взгляды австрийской экономической школы, светилами которой считаются Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайек. Воззрения «австрийцев» лежат вне экономического мейнстрима. Автор лучшего, вероятно, на сегодня учебника макроэкономики гарвардский профессор Грегори Мэнкью признается, что не читал Мизеса, — учился в университетах, где его не преподавали. Но сторонников у школы предостаточно по всему миру, а не только в Австрии.

B — еще одно неортодоксальное течение, институционализм, основоположником которого считают Торстейна Веблена. Пусть академические экономисты не принимают его сторонников, зато с социологами вам точно есть о чем поговорить.

С — монетаризм, самым ярким представителем которого считают нобелевского лауреата Милтона Фридмана, чьи советы во многом сформировали экономическую политику Рональда Рейгана. Часть мейнстрима, хотя сейчас и не очень модная.

D — некоторые из идей великого англичанина Джона Кейнса. Довольно большая часть его наследия вписалась в современные учебники и вросла в ортодоксальную экономическую науку, где не слишком мирно, но вполне органично уживается со взглядами монетаристов и неоклассицистов. «Правильных» последователей Кейнса называют неокейнсианцами. К ним относится и самый известный ныне в мире экономист Пол Кругман.

E — а вот эти идеи, хоть и тоже основаны на наследии Кейнса, лежат вне рамок ортодоксальной экономики. Их называют посткейнсианскими. Вождями течения считаются Джоан Робинсон и Николас Калдор.

F — несколько постулатов неоклассической экономики, сторонников которой не стоит даже и перечислять: это главная ветвь мейнстрима, на которой растут плоды монетаризма и к которой привили ростки неокейнсианства.

Если у вас на листке одна буква повторяется трижды — вы нашли своих и вам обеспечена радость общения. Если трижды повторяются две или больше букв — вы соглашатель, готовый в споре кивать обеим сторонам. Если у вас полный набор букв, встречающихся один-два раза, или имеются экзотические комбинации — например, австрийской школы с неоклассицизмом или монетаризма с институционализмом, — ввязываться в споры вам пока не рекомендуется: заклюют.

Наконец, если вы вообще не написали никаких букв, вам плевать на экономику. Отличная, здоровая реакция. Даже в кризис ваши битвы, значит, на других полях.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter