— Через два месяца Сергей Мавроди, если ничего не случится, выйдет из тюрьмы. Как вы думаете, что будет дальше?
— Я думаю, будет интересно. Насколько я понимаю, он сейчас в хорошей форме. И мне кажется, у него уже есть конкретный план.
— А как вы с ним вообще познакомились, сценарист фильма «Игла» и неизвестный тогда еще бизнесмен?
— Это было в 1992 году. У Сергея был кооператив, торговавший компьютерами. Большую часть времени он проводил дома, в обычной квартире на Фрунзенской. Это был и его дом, и его офис. Сергею нужно было нанять рекламное агентство. Он просмотрел объявления и выбрал то, что было ближе всего к дому. Он так всегда поступал, это был его стиль. Никогда не усложнял то, что можно было делать просто. Это было рекламное агентство моего знакомого Гиви. Вот через него мы и познакомились. Я в то время искал деньги на свой новый фильм «Гонгофер». Гиви и привел меня к Мавроди. Я принес ему сценарий. Он внимательно слушал и сказал, что подумает. Потом мы встретились еще раз, и он сказал: «Да, о’кей, я согласен». Говорю ему: «Если вы готовы, то неплохо бы сразу
— Расписку попросил?
— Я сам предложил. Он спросил: «Ты что, сбежать собираешься? Ну а раз не собираешься, потом за деньги отчитаешься». На его деньги мы сняли фильм, и ребята, которые со мной работали, человек десять, должны были разъезжаться по домам. А я чувствовал, что мы очень хорошо сработались, и мне не хотелось их отпускать, хотелось еще немного с ними пожить, и может быть, мы бы все нашли тут
— Ну сначала это был просто большой кооператив, который торговал компьютерами и всем прочим. Ваучеры же появились не сразу?
— Да, он заинтересовался ими не сразу. В какой-то момент он так это объяснял: людям никто ничего толком не сказал, как распорядиться этими ваучерами. И люди распоряжаются ими крайне нелепо. Если в этом есть интерес, чтобы распорядились крайне нелепо, значит, ваучеры ценны. Это значит, что
— Но ведь акции, которые он продавал, не были на самом деле акциями с точки зрения закона. Это как раз и стало формальной причиной его осуждения сейчас в суде.
— Но там же не могло быть так, что он совсем беззаконно действовал. Он вписывался в существовавшие на тот момент формальные уложения. С ним же поэтому долго ничего и сделать не могли. Если бы он просто грубо нарушил все законы, его бы закрыли тут же.
— Успех «МММ» во многом обеспечила рекламная кампания, которую вы снимали. Как вы создавали этот сериал? Где нашли актеров? Как придумывали сюжеты?
— Первая съемка первого ролика состоялась сразу после открытия пунктов продажи акций на Варшавке, 26, а пункты открылись 2 февраля 1994 года.
— А когда вообще Мавроди попросил вас снимать эти ролики?
— Ну примерно за пару недель. В общем, ясно было, что времени нет.
— А вы на тот момент были единственным рекламным агентством, которое снимало рекламу для Мавроди.
— Мы даже были не агентством, а структурным подразделением «МММ». Мы были «МММ-студия» и сидели на зарплате. Сергей очень четко установку дал. Он сказал: «Бахыт, мне не нужны умные. Нас понты вообще не интересуют. Важно, чтобы люди поняли простой механизм: сегодня принес, через два дня пришел — у тебя денег больше стало. Вот, собственно, и все». В общем, мы приехали с камерой в офис «МММ» на Варшавке. К этому времени он уже работал. Поскольку это был единственный пункт, то мы туда и поехали, чтобы его показать. Там, на Варшавке, я и собрал всю эту съемку. Ни сюжета, ничего не было. Все решалось на съемочной площадке. Ну и по ходу что придумалось, то и придумалось.
— Первый ролик был какой?
— «Куплю жене сапоги!» Что первое в голову пришло, то и сняли. Я не думал тогда ни о каком сериале, вообще ни о каких задачах, кроме той, которая передо мной тогда стояла. А в рамках этой задачи была технология видна: нельзя было снимать на пленку, потому что постпродакшен там. Мы приехали с бетакамом, со светом минимальным, с гримом. Вот, собственно, и все. Вот в чем актеры одеты были, в том их и сняли.
— А актера на главную роль отбирали по принципу «самый дешевый»?
— Да не было такой установки. Важно было, чтобы это был нераскрученный актер, с простым лицом.
— А как само имя появилось — Леня Голубков?
— Сейчас расскажу. Вот мы все сняли и поехали на постпродакшен, то есть на студию, записывать закадровый голос. Текста никакого прописано еще не было. Ну мы за пять минут на коленке все это и сделали. Без
— Какая была реакция Мавроди?
— Мне ужасно неловко было, когда мы монтировали эти ролики. Мы собирали это уже в Останкино. И мне страшно неудобно было перед пацанами, которые клипы там навороченные монтировали и всякую рекламу, потому что то, что мы делали, на их фоне было чудовищно. Но я в этой чудовищности нашел массу преимуществ. Я понял, что правил никаких нет, кроме тех, которые я вот сейчас здесь себе придумал. Мне без разницы вообще. Там же все эти секунды, надо вгоняться конкретно в 15 секунд, в 20, в 30. Я уже начал там творить все что угодно: замедлять, ускорять — по фигу. А потом выяснилось, что это очень удобный для нас, для «МММ», формат. Почему? Там дальше выявились проблемы. В среде вкладчиков все время
— Например?
— Ну что сейчас закроется «МММ», денег не дадут и так далее. И когда мы поняли, что от того, какие слухи в среде вкладчиков ходят, зависит объем продаж, стало ясно, что надо снимать информацию, надо понимать, что там происходит. Я договорился с социологами, чтобы они мониторили, что волнует людей, стоящих в очередях. Они проводили настоящие исследования и отчеты составляли. На основании этих отчетов мы еженедельно проводили сессии съемочные. И в этих роликах отвечали на все острые вопросы. Отсюда и возник формат сериала. И в этот момент я как раз почувствовал беспредельность какую-то. То есть: делаешь шаг, да, я уверен был, что это чудовищно, а оказывается, нет, нормально. И можно ходить дальше. Понял, что эти ограничения — они все у меня в сознании, на самом деле.
— А все же как Мавроди отреагировал на первый ролик?
— Он сказал, что это типа в кассу. То, что надо.
— А этот актер, который Леню играл, что с ним стало? У него, по-моему,
— Ну он стал знаменитым, женился, книжку написал, пьесу написал.
— То есть у него все наладилось в жизни?
— Смотря что иметь в виду. Если то, что человек внутренне пришел в состояние силы и внятности, то вряд ли. Если говорить про
— Который вдруг неожиданно поднимается!
— Нет, поднимается — это просто. Это он по телевизору поднимается. Дальше механизм был примерно такой: люди сидят перед телевизором, и если они попадают на эти ролики, то они друг другу начинают говорить: «Господи, сколько же уродов в этой стране, их обманывают, а им все мало! Вот смотри, с утра до вечера этот бред показывают, а эти уроды всё деньги несут. Что, не понимают, что все свалится, что ли?!» И вот так от недели к неделе. Но все это никак не заканчивалось.
— Обвал не наступал.
— Да. И вот тот человек, проходя мимо пункта «МММ» и видя
— Это один аспект. А второй аспект?
— Мне кажется, что Леня Голубков, это наш Микки-Маус.
— Не Иван-дурак?
— Нет, Микки-Маус. Микки-Маус — он маленький и самый слабый. На него любой может наехать. А ему по фигу. Он, несмотря ни на что, выживает,
— А как дальше развивались события в «МММ» в 1994-м году?
— Февраль — рост, март — рост, апрель — рост. В «Комсомолке» на первой полосе котировки, фондовый рынок России на 80% состоит из бумаг «МММ». 30 июня заканчивался первый этап приватизации. Символично, что именно в этот день Сергей, скорее всего, выйдет на свободу. Уже с 2 июля началась атака. По одному из центральных каналов или даже по всем сразу. Открытым текстом,что «МММ»— это все левак, лажа, и так в течение трех недель
— Ну потому что это
— Если бы не тот исторический момент, не приватизация, это была бы пирамида. Я же говорил, что весь план был в том, чтобы аккумулировать гигантскую сумму денег. Полтора миллиарда долларов живых денег у него было. Тогда в стране ни у кого таких средств на руках не было. Понятное дело, что это многим не нравилось и этого многие боялись.
— Давайте восстановим события. Налоговики предъявляют к «МММ» претензии на 49 млрд рублей, паника усиливается, народ бежит сдавать свои акции, на Варшавке люди стоят сутками в очереди, чтобы получить деньги, и тут Мавроди арестовывают.
— Вообще-то, его и раньше задерживали, но тогда всякий раз отпускали. Потому что
— Арестовали его на Фрунзенской, в его квартире?
— Да. Он раньше жил там с братом Вячеславом. Там еще с ними все время находились два охранника, и повар к ним приезжал.
— Говорят, он из квартиры практически никуда не выходил.
— Он по утрам ездил на машине, учился водить машину. Он считал себя особо неталантливым к этому делу, но тем не менее такую методу придумал: он в
— А как произошло его освобождение? Он же почти сразу после ареста избрался депутатом.
— Вот я тогда первый раз в жизни занялся политикой. Я получил это как задание. Вот надо по этому округу, забыл номер, избраться в Думу. Я приехал и зашел к главе администрации, даже не помню, самый главный это был или не самый главный, вот сказал, что такое дело, хотим баллотироваться от вас, реально интересуют интересы, что-как, то-се, они нам сказали, что им надо. Мы им
дали, что надо. Сергей придумал агитационный механизм. Он предложил людям подписывать договор с ним как с будущим депутатом. Там было сказано, что если он своих обещаний не выполнит, то они на основании этого договора имеют право ему там
— Проходят выборы, он получает большинство, но в Думу он как-то не особенно ходит. То есть депутатство ему нужно было только для того, чтобы освободиться.
— Да, но при этом он вообще не очень высокого мнения о мыслительных способностях людей, которые представлены во власти. Наверное,
— А потом депутаты лишают его неприкосновенности в 1995-м. Его тем не менее не арестовывают. Расследование ведется ни шатко ни валко. В 1996 году он пытался избраться президентом. Этим тоже вы занимались?
— Да.
— Избирком его не зарегистрировал, потому что подписи оказались поддельными. А как на самом деле было?
— Наверное, так и было или
— Потом, в 1998-м, его объявляют в розыск и арестовывают только в 2003-м. Сенсационный был арест. Фрунзенская набережная, это уже была съемная квартира…
— Метрах в трехстах от того места, где он жил раньше и где его арестовывали в первый раз.
— Вы с ним общались, когда он был в розыске? Ну, может, по имейлу?
— Нет.
— Арест его стал для вас неожиданностью?
— Когда я выяснил, как все было, я понял, что он ведет себя ровно так же, как всегда.
— То есть он действительно не выезжал из страны?
— Я думаю, да.
— Есть такая версия, что поскольку Мавроди был арестован при таких странных обстоятельствах, значит, его
— Мне кажется, дело не в этом. Он поступает в своей логике — прятаться там, где его никто не будет искать, в своем дворе. Более того, я недавно узнал, что, будучи в розыске, он месяца три или четыре жил в своей собственной квартире на Фрунзенской. Это его поступок.
— Когда шло следствие, вас вызывали, допрашивали?
— Нет. Я официально нигде не числился. А Сергей сам подписывал все документы.
— Когда Мавроди оказался в тюрьме, вы переписывались?
— Я к нему обращался только тогда, когда у меня было к нему дело. И он со мной выходил на связь, когда у него было дело для меня. Как только необходимость появлялась, находился канал связи.
— Ваше отношение к нему изменилось с начала девяностых?
— Могу рассказать историю, которая не связана с «МММ».
— Чем Мавроди будет заниматься, когда выйдет?
— Мне кажется, что он займется интернетом. Интернет позволяет вывести твою деятельность на совершенно другой уровень, планетарный. А он же прикладной математик, программист, он же купил и привез в Россию первый суперкомпьютер Cray. Так что он в этом очень хорошо если еще не разобрался, то разберется.