Лейтмотивом участников дискуссии, включая разного рода наблюдателей, стало утверждение о том, что это были самые честные и чистые выборы в России за последние 12 лет. Учитывая результаты Путина по Москве, собравшиеся не забыли сделать реверанс в сторону его противников: отсутствие массовых нарушений, которые могли бы серьезно повлиять на результаты выборов, — во многом заслуга действий оппозиции и участников митингов в последние месяцы.
Также собравшиеся решили, что:
— велика вероятность того, что на выборах через 6 лет мы не увидим ни одного из нынешних кандидатов (или по крайней мере большинства из них);
— результаты голосования окончательно подтвердили несоответствие между настроениями в Москве и всей остальной России;
— в ходе избирательной кампании СМИ недостаточно конкретно и подробно разбирали программы кандидатов, уделяя больше внимания скандалам и склокам;
— высокие результаты Михаила Прохорова объясняются тем, что он — совершенно новое лицо в политической жизни России, в то время как остальные всем уже надоели;
— 64% голосов — это огромный кредит Путину со стороны народа.
___
Йон Хеллевил
юрист, международный наблюдатель из Финляндии
«Я не первый раз наблюдаю за выборами в России и считаю, что все прошло отлично. К демократическим процессам в России есть большое недоверие — и со стороны граждан, и со стороны западной прессы. Поэтому вам пришлось проводить выборы в 10 раз честнее, чем в других странах. Были приняты беспрецедентные меры! Когда вы видели в США подобные передачи после выборов, где обсуждают каждую мелочь?
Я могу сравнить с процессом голосования в Америке. У них неправильно зарегистрировано 24 млн избирателей, которые на самом деле не могли голосовать, в то время как в России на думских выборах таких людей было всего 700 тысяч. Сравните эти цифры! В прессе все время возмущаются по поводу 2 млн подписей, которые надо собрать для регистрации кандидатов. Так вот, в США нужно найти 3 млн и предоставить их не одновременно, а в разных штатах. Поэтому там никаких независимых кандидатов не бывает, кроме отдельных миллионеров, которые могут окупить все эти процессы. Лично я проблем на ваших выборах не увидел».
____
Денис Паньшин
лидер корпуса наблюдателей «За чистые выборы»
«Параллельно с ЦИК мы начали проводить свои итоги выборов. Были и недопуски наблюдателей, и, когда все дошло до Москвы и Петербурга, началось самое интересное. Хотел бы сразу отметить, что веб-камеры нам очень помогли, потому что из ситуационного центра, в котором мы были почти трое суток, у нас был выход на «Ростелеком». И тот знаменитый участок в Дагестане тоже был обнаружен благодаря камерам. Нам сообщили о том, как 20 минут происходит вброс, в отличие от официальной версии, которая утверждает, что ничего подобного не было. Все ведь зафиксировано. Сейчас мы обрабатываем все жалобы по работе участков, протоколов, непосредственно наблюдателей. Сейчас мы будем проверять протоколы, и с этим тоже проблемы — где-то отказываются выдавать. «Лига избирателей» сообщает много любопытных фактов. Встречали людей, которые уже третий раз голосуют, в чем они сами и признавались.
При этом многие вызовы оказывались ложными. Мы вчера 34 раза гоняли наших ребят проверять «карусели», которые по большей части оказывались провокациями или незначительными нарушениями. Но мы их старались исправлять. Я хочу сказать, что выборы прошли почти чисто: всего 0,2% противодействия со стороны правоохранительных органов, а это в разы меньше, чем на думских выборах. Мы знаем, что МВД спускал приказы, чтобы они не мешали нам. Соблюдение законности и открытости помогли нам нормально контролировать выборы, а значит, такого резонанса, как в прошлый раз, уже не будет».
____
Алексей Мухин
генеральный директор Центра политической информации
«Я сам хотел нарушить правила и поставить галочку вне избирательной кабинки, но наблюдатели мне не дали этого сделать! Понятно, что результаты выборов были прогнозируемыми. Еще за неделю голосования стало все ясно, потому что темп избирательной кампании у Зюганова и Жириновского резко упал. Видимо, они почувствовали, чем все закончится. Заявление Зюганова о непризнании итогов выборов — вещь довольно ритуальная. В первую очередь, оно было направлено на своих избирателей, чтобы показать им, что он еще боец. Ему нужно было как-то оправдаться за такую личную потерю голосов.
Так получилось, что оппозиция пока переигрывает саму себя. Результаты Путина, которые несколько не соответствуют ожидаемым, объясняются тем, что люди, которые не собирались идти на выборы, в результате деятельности оппозиции в последний момент все-таки передумали. И на самом деле это хорошая новость, потому что растет правосознание граждан. Что касается победы Путина, то рано еще праздновать — мало получить голоса, надо еще их удержать. Со стороны оппозиции можно ждать любых действий, да и реакция США и Лондона на его победу будет, так скажем, сдержанно-негативной.
Мне почему-то кажется, что Михаил Прохоров больше не будет участвовать в политической жизни. Для него это была своего рода форма проведения досуга. Плюс это отличная строчка в его резюме. То, что он не поздравил Путина, вполне объяснимо, потому что он позиционировал себя как его главного оппонента, а значит, был обязан выразить недовольство результатами выборов. Ведь его аудитория — это протестный электорат».
____
Юрий Крупнов
председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития
«Мы вынуждены констатировать неоднородность и в политической, и в экономической ситуации в регионах, которая проявляется и на результатах голосования. И тут встает проблема Москвы, которая давно стала отдельным государством. И решать эту проблему Путину придется в ближайшие 6 лет. И не с точки зрения «наказания Москвы», а наоборот! Она противопоставлена всей стране, и встает вопрос, кто здесь голосовал за Путина? Если говорить, что это были представители депрессивных городов и монорегионов, то, на мой взгляд, это нравственное голосование. Потому что мы не можем этих людей бросать! А значит, надо менять всю региональную политику!
Не менее важно понять, что значит такой большой процент у Путина. Я считаю, что это колоссальный кредит под очень большие проценты. И вопрос в том, что будет дальше. Может быть, выборы только начинаются? Глобальный экономический кризис, непопулярные меры, отложенные до осени, — все это должно заставить государство очень эффективно работать. Мы уже можем экспортировать электоральную демократию, ЦИК в этот раз показал отличную штабную структуру. Но у меня возникает вопрос: а где у нас такая штабная структура по машиностроению? Нужно пересмотреть все государственные институты и подходы.
Результаты голосования означают не то, что население в чистом виде одобряет политику и курс Путина, а то, что народ требует от него выбрать такой курс, который спасет нашу страну и от кризиса, и от внутренних проблем. Сейчас стоит вопрос о революции в развитии страны, и, если ее не случится, мы через полгода будем обсуждать совсем другие проблемы».
____
Модест Колеров
главный редактор ИА «Регнум»
«Чем меньше оппозиция будет митинговать сейчас, тем меньше у нее шансов повлиять на дальнейшее развитие страны. Ведь, несмотря на такой реликтовый сталинизм Геннадия Зюганова, он сорвал неплохой куш на выборах! А новый протестный центр, прохоровский, вчистую «сожрал» Миронова и Жириновского! Но я глубоко убежден, что ни один из сегодняшних кандидатов в следующих выборах участвовать не будет. Очевидно, что левый перекос обеспечил голоса Зюганову, а средний класс — Прохорову, несмотря на их многочисленные «предвыборные идиотизмы», не побоюсь этого слова. Значит, речь идет не о персоналиях, а о трендах. И, к сожалению, тренд для оппозиции неутешительный, несмотря на готовность многих людей сегодня прийти на Пушку. Оппозиция сделала серьезные заявки, и власть отреагировала соответственно: был и ОМОН, и ограничения движения в центре, и жесткие заявления Путина, которые показывают, что он к этим вызовам относится серьезно.
В нашей стране все результаты аудитории либерально настроенных медиа — это прохоровские 7%, только в электоральном измерении. При этом очевидно, что абсолютное большинство интернет-изданий относятся к либерально-оппозиционным. А вот гражданский ландшафт представляют 17% Зюганова, но представлены ли они в СМИ? Конечно, нет. Есть ли в этом травма выпускников журфака, которые теперь работают судьями на страницах газет, или это архаика какая-то, но настроение наших СМИ совершенно не отвечает изучению массовых интересов и проблем».
____
Алексей Трубецкой
президент информационно-аналитического центра «Новоком»
«Реакция западной прессы была предсказуема — выборы нелегитимные и недемократические. Но я был в ЦИКе всю ночь и все видел своими глазами. Количество нарушений, начиная с 2000 года, все время уменьшается. Эти выборы были чистыми. То, что победа Путина многим на Западе не нравится, понятно и очевидно. Дело в программе и амбициях, которые он продемонстрировал во время предвыборной кампании, в частности разговоры о создании Евразийского союза. И это через 6–12 лет может перевернуть представление о мире».
____
Всеволод Богданов
председатель Союза журналистов
«Для меня сейчас главный вопрос — как нам всем дальше жить? И особенно нам, журналистам. Нас уже давно беспокоит тема доверия — к власти, журналистам, врачам и т.д. Сегодня важно решить для самого себя, кто ты. Журналист, пиарщик или политтехнолог? И если первое, то нужно задавать себе вопросы, проводить расследования, анализировать все происходящее. Я думаю, что журналистское сообщество разделяет в целом такие убеждения. Поэтому мы готовим обращение ко всем коллегам с таким призывом.
Во время избирательной кампании было много недостатков со стороны наших коллег. Сегодня все приемы пропаганды используются в 10 раз больше. Журналистики все меньше и меньше! Самое страшное, что мы почти перестали влиять на действия власти, поэтому должны перестать быть экономически независимыми от государства. Понятно, что каждый хочет заработать себе на жизнь, но некоторые переходят все границы.
Но выборы состоялись, и для каждого из нас встал вопрос, что делать дальше, как работать, как добиваться успеха. Мы должны быть глазами и ушами общества, особенно сейчас».