Глава первая,
в которой в городе появляются
новые традиции
Первая новость — о «подвешенном» за 50 р. кофе — появилась в фейсбуке компании «Кофеин». Кофе можно заказать, оплатить, а потом, вместо того чтобы выпить, передать тому, кто придет в кафе с вопросом: «Есть ли у вас «подвешенный» кофе?» Это не то чтобы сногсшибательная городская история — но готовность, с которой на нее откликнулись и бизнес, и горожане, свидетельствует о том, что Москва просто жаждет новых городских традиций и праздников, пусть даже таких наивных и маленьких, как традиция «подвешивать» кофе. Новость прочитали несколько десятков тысяч человек. Вслед за «Кофеином» кофе «подвесили» в сети магазинов «Республика» и «Кафе Артемия Лебедева», а затем детское издательство «Розовый жираф» решило «подвешивать» книжки — для пациентов Первого московского хосписа, детдомовцев и подопечных фонда «Жизнь». Кончилось все тем, что в своем кафе в Банковском переулке тот же Лебедев «подвесил» водку — 50 г за 100 р.
Сразу несколько попыток импортировать в Москву игру Secret Santa показали, что москвичам ужасно нравится идея получать подарки от незнакомых людей. Взрывом энтузиазма встречается любая активность, которая имеет шанс перерасти в нечто постоянное, — от гаражных сейлов до фермерских рынков. По большому счету эйфорическое настроение, которые испытали люди на Садовом кольце, связано не с тем, что все устали от Путина, а с тем, что все соскучились по городским праздникам и мечте о карнавалах, которых тут никогда не было. Можно только вообразить, что будет, если кому-нибудь удастся, например, устроить праздник района, который не будет похож на праздник, устроенный для галочки префектурой. Или просто перекрыть на выходные одну из не¬больших городских улиц, расставить столы и устроить пир на весь мир, как делают в Барселоне и Сиене.
Глава вторая,
в которой москвичи стали
с готовностью расставаться с деньгами
Конечно, краудфандинг появился не сейчас, и даже в Москву он пришел уже довольно давно. Однако до недавнего времени деньги у нас давали на разного рода благотворительность и на выпуск всякой художественной продукции — скажем, в 2008 году поклонники скинулись на сборник рецензий кинокритика Сергея Кудрявцева, в 2010-м — на виниловую версию последнего альбома группы «Мегаполис», а в прошлом году — на альбомы групп «Би-2» и Zorge. За последнее время даже возникло несколько сайтов, позволяющих собирать деньги на свои проекты, но успехи у них не очень впечатляющие: на сайте time-to-start.ru, существующем больше года, самый успешный проект «Лавка.Огород» собрал прошлой весной 6 310 р. (2% от того, что должны были собрать), а на сайте проекта naparapet.ru от создателей фильма «Шапито-шоу» с июня прошлого года зарегистрировались 5 проектов. Больше всего собрал антиглобалистский комикс — 100 р. Получше дела обстоят у сайта «С миру по нитке» (там даже есть профинансированные проекты), но он в основном работает на Новосибирск. И вдруг деньги посыпались как из рога изобилия: в феврале 2011 года Навальный собрал 4,5 млн р. за 16 дней, в декабре Ольга Романова — больше 4 млн р. за 4 дня. К февральскому шествию на Якиманке люди уже не только активно скидывались, но и придирчиво следили, как и на что деньги тратятся. Проект «Гражданин наблюдатель» собрал гораздо меньше, но все равно прилично: больше 224 тысяч. За пару месяцев москвичи так привыкли пользоваться «Яндекс.Кошельком» на благо общества, что даже оплатили печать нулевого номера странноватого журнала «Милый друг», «проповедующего новогиреевоцентричный взгляд на глобальный культурный, социальный, политический и научный процесс». Возможно, новая московская привычка отдавать деньги ¬приживется и распространится с кумиров и протестов на все хорошее, чего пока не хватает.