Высокая цена обычно является гарантом качества, по крайней мере, люди в этом уверены. Вера в это настолько сильна, что дорогие продукты кажутся нам вкуснее, даже если, на самом деле, это не совсем так.
Продюсер онлайн-журнала Vox Джос Фонг решила провести эксперимент: она пригласила 19 своих коллег и дала им попробовать вино сорта Каберне Совиньон из трех бутылок разной стоимости: $8, $14, и $43. При этом самое дорогое из них, из Долины Напа, получило высокую оценку экспертов журнала Wine Spectator.
В результате более половины участников эксперимента угадали, какое вино стоит дороже всего. Однако они поняли это вовсе не потому, что оно им больше понравилось. Им показалось, что в нем слишком много вкусовых оттенков и чересчур сложная структура. Средняя оценка самого дешевого и самого дорогого вина оказалась практически одинаковой.
Результаты этого небольшого эксперимента подтверждает и другое исследование, проведенное в 2008 году, которое основано на 17 слепых дегустациях 6 000 человек. Участники дегустаций, которые не были профессионалами винного дела, не оценили вкус дорогого вина. Эти вина понравились им меньше остальных.
Никто не разбирается в вине
По мнению Фонг, все дело в том, что большинство людей плохо разбираются во вкусе вина. Поэтому любое «экспертное» мнение определяет отношение к тому или иному напитку, а реклама вина в фильмах сильно влияет на винный рынок. При этом оценки экспертов тоже далеко не всегда совпадают, а профессиональные описания вин больше напоминают поэзию, чем экспертный отчет.
Согласно статье, опубликованной в журнале организации The American Association of Wine Economists, большинство вин, которые получают высшую оценку на одном конкурсе вин, полностью проигрывают на другом.
Более того, эксперты могут противоречить и сами себе. Когда специалистам, оценивавшим вина на конкурсе вин California State Fare Wine Competition, ничего не говоря, три раза дали попробовать одно и то же вино, лишь один из десяти экспертов все три раза поставил ему одну и ту же оценку.
Рейтинги журналов тоже часто бывают необъективны, так как те, кто их составляет, заранее знают о стоимости вин, которые они оценивают. А вера в соотношение «цена-качество», оказывается, может определять наши вкусы.
Все зависит от цены
Эксперимент австралийских ученых, результаты которого были опубликованы в журнале International Journal of Wine Business Research, показал, что люди выше оценили вкус вина, когда узнали, что оно стоит дороже остальных. При этом вкус этого вина, с объективной точки зрения, был хуже, так как авторы эксперимента добавили в него винную кислоту.
В рамках другого исследования, ученые проверили, что происходит с мозгом человека, когда он узнает о цене напитка. Участникам исследования предложили одно и то же вино, однако представили его как два разных напитка с разной ценой. Участники думали, что они попробовали два разных вина: одно за $10, а другое — за $90. Когда они пробовали вино, которое якобы было дороже, у них повышалась активность в медиальной орбито-фронтальной коре, отвечающей за приятные вкусы и запахи.
Можно ли отличить белое вино от красного?
Проблема в том, что из-за сложного, насыщенного разными оттенками вкуса вина, его по-настоящему трудно оценить. И еще труднее отличить, какой оценке стоит доверять. Даже если вы выучите всю терминологию характеристики винного вкуса и научитесь его чувствовать, вы вполне можете ошибиться и даже перепутать красное вино с белым.
Это доказали эксперты из Университета Бордо. Они решили проверить, сможет ли цвет запутать студентов, изучающих винное дело. В результате, когда студенты пробовали белое вино, подкрашенное красным цветом, они отмечали в нем характеристики, которые обычно дают красному вину.