Новую сцену для авторских проектов «Современник» пристраивал к старому зданию около трех лет. На днях она открылась «Шинелью» Валерия Фокина с Мариной Нееловой в роли Башмачкина. «Шинель» — самая долгожданная премьера сезона, и Другая сцена удачно для нее подошла: она оборудована по последнему слову техники и может трансформироваться согласно пожеланиям режиссеров. Уже дожидаясь начала спектакля, можно было оценить одно из новшеств: на стену фойе проецируется все, что происходит возле театра, — проезжающие по бульвару машины и подходящие к дверям зрители.
Дом около «Современника» был полностью выстроен заново по проекту академика Евгения Асса, а вложения в постройку зала на 350 мест составили $4,5 млн. По словам худрука «Современника» Галины Волчек, Другая сцена будет отдана экспериментам. «Будут провалы, возможно, дикие провалы», — пригрозила она. После Фокина на Другую сцену приглашен Кирилл Серебренников: уже вовсю идут репетиции его «Голой пионерки» с Чулпан Хаматовой. Сама же Волчек обещала сыграть на Другой сцене в спектакле «Вся жизнь впереди» Андрея Жолдака. Риск тут серьезный: в Харькове в театре Жолдака горожане порой бьют окна, а в прошлом сезоне Андрей вызвал гнев Солженицына и Калягина, заклеймивших его спектакль «Один день Ивана Денисовича». Впрочем, «Шинель» была создана режиссером с устоявшейся репутацией: рисковать с первого вечера Другой сцене было нельзя.
Успех был полный. Неелова в роли Башмачкина абсолютно неузнаваема. Когда она появляется из огромной шинели, кажется, что это то ли дряхлый старец, то ли оживший пень — но никакой не «маленький человек», да и не человек вовсе. Это существо, еще не родившееся, только пытающееся жить, царапающееся в двери жизни. То, что оно испытывает, — страшнее, чем одиночество. И на это лучше поглядеть самому.