Недавно у дочки моей подруги был день рожденья, ей исполнилось два года. Родственники и друзья подарили девочке столько подарков, что теперь трудно войти в ее комнату. Между тем ребенок почти не играет с новыми игрушками, а предпочитает проводить время на кухне, вытаскивая посуду со всех полок и складывая ее на полу или под столом в большой комнате. «Что ей надо? – недоумевает подруга. – Может, просто девочка избалована, и ее уже не радует то, о чем мечтают другие дети?»
А действительно: сколько и каких игрушек нужно для детского счастья? Этот вопрос задают себе многие родители, и ответ на него не так прост. С одной стороны, хочется, чтобы у малыша было все необходимое для развития, с другой – есть риск избаловать его, да и финансовая сторона вопроса для многих является серьезным ограничителем. Дитя же, оказавшись в «Детском мире», сначала просит скупить все, а потом не играет даже с той машинкой, которую вы ему все же купили. Как быть?
Множество игрушек – вовсе не такое благо, как кажется. Дело в том, что внимание маленького человечка развивается постепенно, и хотя он хватает любой яркий предмет, оказавшийся в его поле зрения, потом ему трудно сосредоточиться на нем достаточное для игры время, если таких предметов вокруг слишком много.
Так что первое правило: игрушек должно быть не больше, чем ребенок может охватить своим вниманием. Например, в первые месяцы после рождения ему достаточно пяти-шести погремушек над кроваткой. Постепенно это количество можно увеличивать, и к семи годам выросший малыш уже действительно сможет выбрать, чем заниматься, из достаточно большого числа вариантов.
Правило второе: игрушки должны соответствовать навыкам малыша, стимулируя при этом его развитие. Например, новорожденный младенец еще не сможет оценить музыкальную игрушку, потому что он еще не в состоянии ее самостоятельно включить. А ребенок шести лет, наоборот, быстро наиграется с ней, потому что она для него слишком проста. Если игрушки чересчур сложны, то они только раздражают ребенка своей непонятностью и недостижимостью результата. Слишком простые – быстро надоедают. Лучше всего, если игра будет требовать от ребенка приятного напряжения. Подсказка при покупке – предполагаемый возраст пользователя, указанный на упаковке.
Правило третье: у малыша должны быть достаточно разнообразные игрушки, направленные на развитие тех или иных навыков. Даже ориентированные на формирование схожих умений (например, складывание мозаики), они должны быть разными по степени сложности: и такие, которые ребенок уже освоил в совершенстве, и такие, которые он только исследует. Это даст ему возможность, устав, вернуться к более простой деятельности.
Прочитав все мои советы, родители могут подумать, что игрушек должно быть огромное количество. Между тем это не так. Малыши быстро забывают, во что они играли вчера, и потому разумней всего иметь два-три комплекта игрушек, меняя их раз в несколько дней. Для удобства их можно, например, складывать в три разных ящика и каждое утро вытаскивать другой комплект. Этот совет не относится к любимым игрушкам. Скажем, если на данном этапе жизни сердцем вашего сына завладела железная дорога и он сутками играет только с ней, прятать ее, конечно, не надо. Еще одно важное исключение – «спальная» игрушка, то есть та, с которой малыш засыпает. Она, считают психологи, является эмоциональной заменой мамы, ребенок к ней привязан, поэтому менять ее тоже не стоит.
И последнее: как бы много игрушек ни было у малыша, они не заменят ему живого общения. Вы не должны забывать, что совместные игры ребенка с вами или с другими старшими членами семьи формируют у ребенка способность общаться с другими людьми. И если собирать пирамидку он сможет в принципе научиться и сам, то разговаривать, понимать настроение других людей и делиться собственными переживаниями – только в процессе человеческого общения. Играйте на здоровье!