Как-то раз от коллеги, психолога-игротерапевта, я услышала забавную фразу: «Не знаю, что делать с подростками - играть с ними уже поздно, а разговаривать еще рано». Думаю, многие родители, общаясь со своими подросшими детьми, испытывают подобные чувства. Прелестный ребенок куда-то подевался, но и взрослого человека на его месте нет. Зато по дому ходит странно одетое существо, состоящее почти исключительно из углов и шипов. Что с ним делать - совершенно непонятно.
Возрастные кризисы - нормальные состояния роста, при которых происходит резкая смена поведенческого стереотипа и отношений с окружающими. Один из самых трудных кризисов - именно подростковый. Задача человека в этот период - научиться жить в коллективе, быть самостоятельным и нести ответственность за себя и других. Все это надо учитывать, выстраивая отношения с инопланетянином, поселившемся в вашем доме.
Предложения прямой помощи будут с негодованием отвергаться подростком. И это, как ни странно, нормально. И даже хорошо. Ведь если он примет вашу помощь, то таким образом признает свое поражение. Потому что сейчас он старается научиться жить сам. Советы тоже не подойдут - если подросток поступит так, как говорите вы, то не сможет почувствовать себя взрослым. Более того, если даже он сам хотел поступить так, как вы советуете, то своими словами вы спровоцируете его на отказ от этого решения. Он еще недостаточно зрелая личность, чтобы понять, что сходство ваших мнений не отменяет ни его самостоятельности, ни ценности его собственного решения.
Все, что вам остается при таком положении вещей - стараться сохранить доверие и возможность общения как таковую. Для этого с подростком надо разговаривать. Задача эта хотя и трудная, но вполне выполнимая. Aмериканские психологи рекомендуют беседовать в машине по дороге в школу. У большинства наших родителей такой совет вызовет в лучшем случае улыбку - мы живем не в Юте и не в Монтане, и если до школы добираться на машине, то у большинства сограждан поездка займет минуты четыре. Между тем, суть этого совета вполне пригодна и для нас.
Общение в машине - хороший модельный пример, потому что он удовлетворяет основным правилам организации разговора с подростком. Во-первых, беседа должна происходить один на один. Тогда даже если кто-то скажет лишнее, это произойдет без ненужных зрителей и не нанесет травмы самооценке отрока. Во-вторых, такие беседы должны происходить регулярно, независимо ни от чего. В этом случае они не будут связываться в сознании подростка с не вынесенным вчера мусором или пропущенными уроками. В третьих, во время регулярных разговоров лучше удается избегать острых тем, выволочек и внушений. Высказать свое недовольство вы всегда успеете, а сейчас главное - сохранение доверия между сторонами. В четвертых, начиная разговор, подросток знает, сколько времени он продлится. Таким образом он может рассчитать, о чем стоит говорить, а о чем - нет, и успеет рассказать о главном.
И все таки - как быть, если нет машины? Можно говорить утром за завтраком, когда все остальные члены семьи еще спят или ушли на работу. Или во время мытья посуды в обед. Можно ходить вдвоем в "Макдоналдс" по выходным. Одним словом, если хорошенько подумать, ответ на вопрос «Где и когда?» найдется.
Второй вопрос не менее важен: «Как?» Как говорить с подростком, чтобы не задевать его, чтобы не вызвать у него желания выйти из контакта или не превратить беседу в прелюдию к очередной ссоре? Ответ на этот вопрос универсален для любого типа беседы: старайтесь слушать своего собеседника, не читайте нотаций и не давайте непрошенных советов. Для людей часто куда важнее рассказать о своей проблеме, чем услышать чье-то мнение о путях ее решения.
Вы спросите: да зачем вообще все это затевать? Вырастет - и само все наладится. Отчасти это правда. Но если вы хотите и дальше оставаться близкими людьми, а не просто родственниками, надо постараться сохранить доверие и уважение друг к другу сейчас. Кроме того, мнение родителей всегда важно для любого ребенка, каким бы инопланетянином он не казался.