Фотографии: Михаил Елизаров
А в Алтуфьево, сразу за метро, начиналась Золотая Орда. И маршрутка, то бишь бензин-арба, в сторону Клязьменского водохранилища была декорирована туркменскими коврами и таким же колоритным водителем с бронзовым лицом караванщика. В дороге я то и дело вопрошал его беспокойным голосом солиста группы «Ялла»: «Когда же вода?!» — за окном мелькали сухопутные миражи Дмитровского шоссе, я тревожно ждал, когда же раскинется море широко, потому что ехал-то поглядеть на яхту, которая по совместительству может стать для своего владельца и плавучим домом. Море так и не раскинулось, арба же остановилась на улице Адмиральская, 1, под вывеской яхт-клуба «Адмирал».
Забор надежно скрывал большую воду от посторонних глаз. По деревянным мостикам меня повели к обещанной яхте — Majesty 66. Она покачивалась на воде, похожая на огромное яйцо мифологической птицы Рухх, драгоценную скорлупу, из которой уже вылупился и улетел куда-то за добычей средних размеров олигарх. А в благословенный час его отсутствия меня и пустили на борт вместе с менеджером Вячеславом.
Плавучая «скорлупа» состояла из трех уровней — палуб. На средней размещалась гостиная (ну хорошо — кают-компания) с кухней, огороженной барной стойкой и кабиной управления, — в каком-нибудь «майбахе» она устроена примерно так же: кресло, панель с приборами и руль. Этажом ниже расположились 5 кают со спальными местами — все помещения выглядели как воплотившиеся людские фантазии о дорогом купе СВ: дерево, ковры, мрамор на полу. Также я насчитал по меньшей мере пять туалетов, по каждому на каюту. Третий этаж был открытой палубой, на которую можно было подняться по ступеням.
— Впечатляет… — сказал я Вячеславу, бесцеремонно впершись в кают-компанию в обуви. Вячеслав, как японец, оставил туфли за стеклянной дверью каюты, чтобы не топтать ковер. Мы встретились глазами, я застеснялся и, разувшись, перенес обувь за порог. Вячеслав одобрительно кивнул:
— Majesty 66 — большая серьезная яхта класса премиум. Имеются пять кают. Мастер-каюта для хозяина, три каюты для гостей и каюта для персонала. С комфортом разложить здесь спать можно до 10 человек. Поднять, прокатить эта яхта может до 25 человек, а фактически можно и 40, просто будет тесновато. Яхта полностью автономна, на борту кроме кают и спальных мест есть горячая и холодная вода, душ, полноценная кухня: с плитой, духовкой, посудомоечной машиной, есть и стиральная машина. Яхта кондиционирована, оборудована мониторами, везде стоят камеры, есть навигационное оборудование…
— А в Тихий океан на такой яхте можно выйти?
— Размер 66 футов предполагает класс «открытое море», — скромно ответил Вячеслав. — Поэтому дальность ваших поездок ограничена только емкостью топливных баков.
— И почем все эти 66 футов? — задал я главный вопрос.
— Стоимость в Москве колеблется от 2 миллионов 300 тысяч долларов до 2 с половиной миллионов. В зависимости от набора опций, отделки, двигателей. Такие яхты строятся под клиента по его персональным запросам.
— И кто владелец данной яхты?
— Она принадлежит хозяину клуба. Используется как демонстрационный образец. Согласитесь, невозможно продать яхту за 2,5 миллиона просто по картинке. Яхту нужно показывать живьем, чтобы клиент мог оценить объем, пространство.
— То есть именно эта яхта не продается? — расстроился я. — А если придет покупатель, достанет 2,5 миллиона и скажет: «Хочу купить прямо сейчас»?
— Если придет и скажет: «Хочу» — то продадим. Хотя надо понимать, что эта яхта не новая, она уже походила и не может стоить 2,5 миллиона, это некорректно… — после этой фразы у меня на душе потеплело. — За 3 года яхта уже существенно потеряла в цене, ее надо продавать за 1,6 миллиона.
— А если ждать новую, то сколько по времени?
— Яхты такого уровня на складе не лежат. Как правило, это от года до двух.
— А где собирают яхты?
— Яхты Majesty производят в Арабских Эмиратах, верфь Gulf Craft.
Один сплошной Восток. Хотя где же еще должны рождаться яхты для простых российских Синдбадов…
— И насколько реально использовать в России яхту как дом?
— Это возможно, и это уже происходит в нашем клубе. Единственное, яхта пока не может быть местом прописки. Но письмо вас по-любому найдет. Главное, чтобы на конверте было написано «Клуб «Адмирал», яхта такая-то».
На душе снова потеплело: письмо найдет… А вот повестка из суда или прокуратуры как раз не найдет. И судебные приставы, и группа захвата. Клуб-то частный, на его территорию просто так никому не пройти. Ну или пока они доберутся, можно на всех парусах (ну хорошо, моторах) через водохранилище — в канал им. Москвы, а оттуда уже…
— А сколько стоит место стоянки?
— Конкретно для данной яхты Majesty 66 базовая стоянка будет стоить от 600 тысяч. Вообще-то, есть международная цифра содержания яхты. Это от 5 до 10% ее стоимости. Если вы покупаете яхту за 2,5 миллиона, то в год она будет стоить 250 тысяч долларов, но это максимальная цифра. В среднем, 150 тысяч — это та сумма, которую владелец должен быть готов истратить на содержание своей яхты. Надо понимать, что включает в себя эта цифра: стоянку, обслуживание, топливо (бензин яхты расходуют по-серьезному), плюс яхты 66-футового размера не обслуживается одним человеком — тут предполагается наличие команды.
— А во сколько обойдется команда?
— Кто как договорится. От 1 до 2 тысяч долларов в месяц должен получать капитан. Матросов можно нанимать на сезон, но капитана лучше иметь постоянного. Яхта зимует на берегу, капитан — это тот человек, который следит за лодкой изо дня в день. Яхта — серьезный механизм, требующий постоянного пригляда: ремонт двигателей, диагностика систем, уборка, наконец. На зиму принято в каждой каюте ставить обогреватель. Яхта должна отапливаться всю зиму, и за всем следит капитан.
— А в чем преимущество заказа яхты через клуб? Не проще обратиться напрямую к производителю?
— У производителя имеется какое-то число дилеров. Каждый дилер в начале сезона, обычно это осень, сбрасывает заказ на следующие 4 года. Вы приедете как частное лицо и окажетесь перед проблемой, что яхт нет. И вас опять-таки отправят к одному из дилеров и скажут: покупайте там. И у нас как у организации, торгующей яхтами, есть преимущество: заказанные яхты, одну из которых мы вам и предложим. Но продать яхту — это полдела. Имеется множество нюансов, с которыми не так просто справиться без профессиональной помощи.
Сквозь тонированные стекла безобидные облака смотрелись грозовыми тучами, похожими на орлиные крылья.
— Значит, в России возможно полностью отказаться от жилья на суше и прожить в яхте круглый год?
— В условиях Москвы зимние месяцы придется провести на суше. На берегу вокруг яхты сооружается временный эллинг — это что-то вроде теплицы. Снаружи это выглядит не особенно хорошо, по-огородному и, конечно, вряд ли понравится человеку, который приобрел яхту за 2,5 миллиона. Но если пойти на принцип, то, разумеется, можно жить на яхте круглогодично. Понятно, что по уровню комфорта вы не потеряете ничего в сравнении с городской квартирой. Телефон, интернет. На территории клуба имеется ресторан, гостиница, так что вы будете обеспечены всем необходимым. А как только сходит лед, яхта снова спускается на воду.
— В сравнении с городской квартирой какой метраж у яхты?
— Жилая площадь — примерно 70 квадратных метров. Не так уж и мало.
— И сколько лет может прожить яхта?
— Очень долго при нормальной эксплуатации. В штатном режиме лет 30 запросто протянет. Яхтенное оборудование славится тем, что имеет тройной запас прочности.
Зашнуровывая ботинки, я почему-то подумал, что за 150 тысяч годового ухода какая-нибудь сухопутная шушера может покупать по однокомнатной квартире в панельной пятиэтажке. За тридцать лет — 30 квартир… Яхту качнуло — по волнам водохранилища пробежала штормовая рябь. Быть может, это крылатый птенец-олигарх возвращался к своей дорогой скорлупе. Надо было торопиться, чтобы не столкнуться с ним носом к клюву.
Я простился с Вячеславом и поспешил за ворота клуба на арбу до Алтуфьево.
P.S. 66 футов = 20,12 м.
2006 года постройки, б/у, $1 600 000
новая — $2 300 000–2 500 000
Трехпалубная Яхта Majesty 66
Длина — 20,1 м
Ширина — 5,5 м
2 двигателя Mercedes — по 1 200 л.c.
Максимальная скорость — 32 узла (58 км/ч)
Емкость топливных баков — 5 700 л
Дальность хода без дозаправки — 800 км
Торгово-сервисный комплекс
«Адмирал Маркет Марин»
Вячеслав Стрельцов, менеджер
8 926 502 16 91