Атлас
Войти  

Также по теме

«Ходит на митинги чаще, чем среднестатистический гражданин»

Новый фигурант Болотного дела Илья Гущин останется под арестом до 6 апреля по решению Басманного суда. 24-летний член Национал-демократической партии признал вину в применении насилия к полицейскому, но отверг обвинение по статье о массовых беспорядках. Судья Ольга Солопова в течение всего заседания критиковала доводы представителей следствия и прокуратуры, которые настаивали на заключении Гущина под стражу, однако в итоге приняла решение в их пользу

  • 7352
Илья Гущин

Евгений Фельдман / «Новая газета»

Заседание началось с почти трехчасовым опозданием — в Басманном суде ждали документов из Следственного комитета. Когда обвиняемого наконец привели к дверям 24-го зала, группа поддержки — около 30 человек — начала аплодировать, и кто-то крикнул: «Илья, мы рядом!» Здесь же стояла и мать Гущина, Ольга Игнатович.

Обвиняемый по требованию суда рассказывает о себе. Илья Гущин, 1988 года рождения, три курса Московского психолого-педагогического университета, холост, детей нет. Живет вместе с матерью в Химках — недавно купили квартиру в новом доме, документы еще не оформили, так что пока прописан у друга. До конца января работал продавцом-консультантом в магазине электроники. Когда Гущин пытается вспомнить точный адрес прописки, мать тихонько начинает ему подсказывать, за что получает отповедь от судьи и угрозу — еще одна реплика, и зал придется покинуть.

По версии следствия, 6 мая 2012 года во время массовых беспорядков на Болотной площади обвиняемый схватил сотрудника полиции Сергея Антонова сзади за каску и пытался повалить на землю. Представитель ведомства подчеркивает, что Гущин частично признал вину. Его обвиняют по двум статьям — применение насилия к сотруднику полиции и участие в массовых беспорядках. По тем же обвинениям фигурантами «Болотного дела» стали уже 19 человек. Одного из них — Максима Лузянина — уже приговорили к 4,5 года заключения. 

Следователь Денис Курдюков — худой человек со светлыми волосами, едва ли старше 24-летнего Гущина — с самого начала вызывает у судьи раздражение. «Почему вы все время садитесь, следователь? Устал уже? Вы перед судом, между прочим», — строго напоминает Ольга Солопова. Представитель СК послушно встает. Он просит арестовать Гущина до 6 апреля. Ссылается на материалы оперативно-розыскных мероприятий. У Гущина есть заграничный паспорт. Гущин не проживает по месту прописки. Гущин может скрыться от следствия. Гущин может продолжить преступную деятельность.


Судья Солопова смотрит на Курдюкова со смесью презрения и жалости: «Вы себя слышите?» В зале хохот и аплодисменты

«Когда следствие установило причастность Гущина к преступлению?» — интересуется судья. Следователь объясняет, что это произошло еще в конце 2012 года, а задерживать сразу не стали, потому что «собирали материал». Судья Солопова строгим голосом требует объяснить: чем вызвана необходимость ареста? Ведь с 6 мая прошел почти год, и Гущин не покинул страну. «У него имеется заграничный паспорт…» — начинает перечислять доводы следователь, но судья его перебивает: «Но он ведь не вчера его получил!» «Но вчера он и не был обвиняемым», — парирует Курдюков.

Ольга Солопова все равно не понимает, зачем нужно арестовывать Илью Гущина.  И тут следователь приводит довод, которым, кажется, окончательно настраивает против себя судью. Не исключено, говорит, что Гущин продолжит преступную деятельность. Он является членом Национал-демократической партии, «у которой не самое лояльное отношение к нынешней власти». «Гущин может продолжить ходить на митинги. Он ходит на митинги чаще, чем среднестатистический гражданин», — этот довод следователя зал встречает смехом. Судья Солопова смотрит на Курдюкова со смесью презрения и жалости: «Вы себя слышите?» В зале хохот и аплодисменты. «Право участвовать в митингах — это право каждого гражданина, — председатель Басманного суда объясняет смущенному следователю основы 31-й статьи Конституции. — Свобода выражения мнения никому не запрещена». Кажется, еще секунда, и женщина в черной мантии подойдет к клетке и лично выпустит обвиняемого. Но она остается на своем месте и продолжает спрашивать следователя — почему он вдруг решил, что Гущина необходимо заключить под стражу.

Адвокат Максим Рачковский обращает внимание суда на то, что загранпаспорт уже изъят у его подзащитного, а оформление прописки по месту фактического проживания — вопрос лишь времени. Кроме того, защитник подчеркивает: подзащитный признал свою вину и готов сотрудничать со следствием. Напоминает о закрытой черепно-мозговой травме, которую Гущин получил в 2009 году. Судья внимательно слушает. Она снова и снова спрашивает следователя: почему нельзя применить домашний арест? Курдюков боится, что Гущин сбежит. «Но вот Духанина (фигурантка «Болотного дела». — БГ) сидит под домашним арестом — и вроде не сбежала», — замечает судья. На предложение Рачковского освободить Гущина под залог судья интересуется, есть ли у семьи 500 000 рублей — минимальная сумма залога по такого рода статьям. Гущин отвечает отрицательно, но его мать и вместе с ней люди из группы поддержки уверяют: «Найдем!»


«Сама площадь, — вспоминает Гущин, — была перекрыта органами правопорядка, что создавало некоторую давку и неудобство для людей»

Гущин действительно признался в том, что применил насилие к сотруднику полиции. Обвинение в участии в массовых беспорядках он отвергает. О том, что происходило 6 мая, рассказывает так: пришел на Болотную с целью участвовать в санкционированном митинге. Придя на место, узнал, что официальную часть с выступлениями ораторов со сцены отменили. «Сама площадь, — вспоминает Гущин, — была перекрыта органами правопорядка, что создавало некоторую давку и неудобство для людей. Сотрудники ОМОНа требовали покинуть площадь, а потом начали вклиниваться в ряды митингующих, активно работая дубинками». Когда Гущин увидел, что омоновцы бьют людей, в том числе женщин и стариков, которые, по его мнению, ничем не провинились, он решил пресечь незаконные действия ОМОНа — «исполнить свой гражданский долг». Схватил одного из омоновцев сзади за каску и оттащил в сторону. Полицейский развернулся и замахнулся дубинкой, но бить не стал. Сам Сергей Антонов позже рассказал следствию, что ремешок каски больно сдавил ему горло.

Спустя какое-то время Гущина, как и сотни других участников акции 6 мая, задержали и осудили по статье 19.3 — за неповиновение требованиям сотрудников полиции. В протоколе написали, что он якобы кидался камнями и бутылками. Получив сутки административного ареста, Гущин вышел на свободу и поехал к памятнику героям Плевны, где собирались участники протестов. Спустя 9 месяцев, 6 февраля, в 6 часов утра за ним пришли. Перерыли квартиру, изъяли одежду, в которой Гущин был на Болотной, а после обыска задержали.

Когда Солопова удаляется для вынесения решения, группа поддержки и журналисты обсуждают: неужели отпустят? Но судья возвращается и едва ли не дословно перечисляет доводы следователя, которого совсем недавно публично унижала. У Гущина есть заграничный паспорт. Гущин не проживает по месту прописки. Гущин может скрыться от следствия. Гущин может продолжить преступную деятельность. Арестован до 6 апреля.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter