Атлас
Войти  

Также по теме

Почему мы терпим хамство в России?

В магазинах, поликлиниках, метро, госучреждениях и на дорогах Москвы мы постоянно сталкиваемся с хамством. Социологи считают, что хамим мы и терпим хамство от того, что в большинстве своем не доверяем людям. 

  • 10779
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Каждый из нас почти ежедневно сталкивается с бытовым хамством. Чаще всего это происходит в магазинах. Продавцы и кассиры могут нагрубить вам или просто проигнорировать какие-то просьбы. Охранники в принципе ощущают свою вседозволенность, они могут потребовать обыскать вашу сумку, забывая, что они не имеют на это право, или невежливо ткнуть вас к правильному выходу.

В центре последнего скандала оказалсь торговая сеть «Магнит». В начале февраля в Санкт-Петербурге умерла 81-летняя блокадница, которая была доставлена в местный полицейский участок. Полиции пенсионерку передали в сети «Магнит», где ее обвинили в краже трех пачек масла. Судя по записям камер наблюдения, женщина готова была заплатить за масло.

В январе скандал случился в магазине «Дикси» в Санкт-Петербурге. Двенадцатилетний мальчик зашел в магазин за лимонадом, но сотрудницы магазина заподозрили его в краже. Они затащили его в подсобное помещение и обыскали, но ничего не нашли. Затем сотрудницы магазина вытолкали школьника из магазина.

В октябре 2014 года в «Дикси» произошел еще один скандал: женщину, подозреваемую в краже, сотрудники магазина заперли в морозильной камере.

Конечно, это крайние случаи, однако мы ежедневно сталкиваемся с мелким бытовым хамством, а иногда и сами проявляем его.

БГ решил разобраться в причинах того, почему мы спокойно терпим невежливое отношение к себе, а, порой, и сами хамим.

Что такое хамство для россиян

«Левада-центр» поделился с БГ мнением россиян по поводу хамства. Россияне в целом не считают хамство своей основной отрицательной чертой, куда больше их волнует лень и равнодушие.

Если россияне сталкиваются с хамством, то обычно они выбирают пассивную позицию. 41% респондентов возмущаются, но не предпринимают никаких действий. Каждый четвертый просто терпит и не пытается выяснить отношения, а 14% опрошенных просто не обращают на него внимания. Только 9% опрошенных протестуют и в конце концов добиваются внимательного отношения.

«В общем-то приспособленчество и запас терпения как у советского человека, так и у нынешних россиян высок, — пояснили в пресс-службе. — Большая часть не хочет решать проблемы, даже если они их очень волнуют, делегируя полномочия государству. Патернализм в обмен на права и регуляцию морально-нравственной сферы («духовных скреп»)».

Здесь возникает проблема общественного доверия, без которого нормальное функционирование как отдельных людей, так и общественных институтов невозможно, полагают в «Левада-центре». При таком высоком уровне ксенофобии и общественного недоверия (в ноябре 2014 г. 62% россиян сказали, что в отношениях с другими людьми надо быть осторожными) и нежелании влиять на жизнь страны («стабильное болото») хамство остается чуть ли не единственной «отдушиной», где можно проявить себя и свою значимость без последствий. Агрессивные и злые от слабости — «слабое большинство».

Катерина Кожевина

Катерина Кожевина

Руководитель проектов ФОМ

Если говорить об агрессии, то, по нашим данным, люди чаще сталкиваются с ней в Москве и крупных городах, нежели в небольших городах и селах. Конечно, это связано с концентрацией людей на одной территории.

Эпицентрами хамства оказываются места, где возможна какая-то борьба за ресурсы. Лидирует — общественный транспорт. Здесь неизбежно происходит борьба за лучшие места или возможность уехать вовремя.

Магазины также находятся в топе. Хотя бы потому, что это чуть ли не единственное место, где абсолютно незнакомые люди вынуждены взаимодействовать друг с другом.

По нашим данным в обществе существует тотальное недоверие к окружающим, порядка 80% полагают, что нужно быть осторожными в общении с другими людьми, быть готовым к обману или неприятностям. Естественно, что это проявляется и в повседневном общении. Большинство опрошенных нами респондентов полагают, что 15–20 лет назад ситуация с агрессией и хамством была лучше.

Александр Скиперских

Александр Скиперских

Профессор НИУ ВШЭ-Пермь, кафедра гуманитарных дисциплин

Отсутствует ценность клиента в торговых сетях, ценность отдельного взятого посетителя, ощущения его штучности и уникальности.

Кроме того, настоящий момент в супермаркеты рекрутинг происходит буквально по остаточному принципу, буквально «с улицы», что определённо понижает культурную планку претендентов.

В целом, высокий уровень агрессии в обществе распространяется и на социальный контекст супермаркета. Возрастают требования к услуге как у посетителей, так и у администрации, существенно повышающей требования к персоналу через различные формы дисциплинаризации.

Роман Абрамов

Роман Абрамов

Доцент, заместитель заведующего кафедрой социальных наук ВШЭ

​"Трагический случай в петербургском «Магните» никак не связан с традициями советской торговли по нескольким причинам.

Во-первых, в систему российского ритейлинга еще в 1990-е годы предпочитали не набирать людей, имеющих опыт работы в системе советской торговли, чтобы исключить влияние худших традиций советской торговой культуры на организационную культуру ритейлинга.

Во-вторых, в советских магазинов не было службы охраны в виде ЧОПа, а поэтому некому было применять такого рода насилие.

Так что преемственности с советской традицией здесь нет, тем более в других странах время от времени происходит нечто подобное».

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter