Мы не терпим в других в первую очередь того, чего стыдимся в себе. В этом смысле даже власть проявляет свою человеческую сущность. На прошлой неделе администрация Дома союзов запретила концерт Нато, новой креатуры продюсера Ивана Шаповалова.
Нато/ – певица, выступающая в черном одеянии, закрывающем нижнюю часть лица: платье шахидки. Приглашения на концерт, приуроченный к годовщине терактов в Нью-Йорке, были оформлены в виде авиабилетов, а само мероприятие анонсировалось как «музыкальная террористическая операция, исключающая какое-либо заигрывание со зрителем».
За два дня до планируемого концерта Министерство культуры и массовых коммуникаций распространило заявление своего главного специалиста, заключившего, что оформление концерта представляется «крайне циничным и неуместным». В ответ на «неофициальное обращение» министерства администрация Дома союзов на следующий день отменила концерт.
Теракт-концерт после Беслана был бы, безусловно, и циничным, и неуместным. Но не более циничным и неуместным, чем принудительные митинги во время траура. Не более циничным и неуместным, чем ночное вторжение президента с телекамерами в палаты бывших заложников в бесланской больнице. Не более циничным и неуместным, чем ложь, начавшаяся с сокрытия количества заложников и закончившаяся обещаниями наказать виновных за вранье.
Все эти действия – звенья одной цепи, сравнимые и с «теракт-концертом». Это все способы превращения терроризма в явление массовой культуры. В Шаповалове власть увидела конкурента. Его концерт обращен к тем же людям и к тем же чувствам, что и митинг на Васильевском спуске.
Шаповалов не единственный. Во время Московской международной книжной ярмарки, открывшейся еще до начала штурма бесланской школы, издательство «Ультра.Культура» рекламировало свои книги посредством огромного плаката, установленного между двух самолетов перед павильоном ВВЦ. На плакате – изображение вооруженной женщины и слоган: «Книга — это оружие». Сотрудники издательства, недавно опубликовавшего актуальную книгу о шахидках и биографию Джохара Дудаева, расхаживали в военных касках.
После самых жутких событий все пытаются нащупывать верные способы выражения. Чем ужаснее событие, тем тяжелее не сфальшивить. После Беслана фальшивили все. Телевизор, показывавший фильмы с названиями типа «Смерть по пятницам» и бесконечную нарезку кадров из Беслана. Президент, забывший попросить прощения. Издатели в касках. Певица в платье шахидки.
Продюсера простить легче, чем власть, – в первую очередь, из-за разницы месседжей. Месседж митинга на Васильевском спуске: «Мы за войну». Месседж Ивана Шаповалова, его словами: «Если общество боится женщины в черном платке, значит, оно больное и его надо лечить».
По тону это немного напоминает другую акцию Шаповалова, когда накануне войны в Ираке его подопечные «Тату» вышли на сцену студии американской телекомпании NBC в футболках с надписью «Х... войне!». Реакции на нецензурное выступление не было. А это уже напоминает анекдот про то, что у нас человек тоже может выйти на площадь и крикнуть: «Рейган – дурак». А крикнуть «Х... войне!» на Васильевском спуске – слабо?