Атлас
Войти  

Также по теме

Грязные литры

  • 1519

К правильному бензину предъявляется целый список требований. Он должен обеспечивать создание однородной топливо-воздушной смеси при любых температурных условиях, иметь хорошие пусковые свойства, не вызывать повышенного износа поршней и цилиндров двигателя, сгорать с возможно большим выделением тепла и с минимальным образованием токсичных веществ в отработанных газах. Неправильный бензин ни одному из этих критериев не соответствует, а на его долю, по разным оценкам, в столице приходится от 4 до 8% от общего объема продаваемого горючего. Несмотря на то что это лучший показатель по стране, автомобилисту, вынужденному после заправки «грязным» топливом раскошеливаться на дорогостоящий ремонт, от этого не легче.

Расхожее мнение, что с бензином химичат на автозаправках, не совсем верно. По наблюдениям главного специалиста департамента розничной сети компании «ТНК-БиПи» Александра Гладкевича, масса проблем начинается с транспортировки горючего. Скажем, в цистерне было дизельное топливо, а в нее заливают бензин, не удосужившись перед этим емкость пропалить. Во избежание этого все крупные компании, работающие на рынке топлива, имеют собственный парк бензовозов.

Но чаще всего компаниям приходится сталкиваться с негативными последствиями франчайзинга – передачи права использования товарного знака владельцам частных бензоколонок, на профессиональном сленге – джобберам. Они по договору коммерческой концессии обязуются реализовывать топливо должного качества, не позорящее брэнд. Обязуются-то обязуются, но не все могут устоять перед соблазном легкой наживы. Для этого они закупают прямогонный бензин, который моторным топливом не считается, а посему не облагается акцизом, не говоря уже о том, что стоит почти вдвое меньше высокооктанового топлива. Прямогонный бензин получается при первичной перегонке нефти и имеет октановое число (показатель антидетонационных свойств топлива, то есть способность такого бензина гореть без взрыва) не больше 60, в то время как у автомобильного топлива – не меньше 80.

Либо во время перевозки с завода, либо на бензоколонке в прямогонный бензин добавляют небольшое количество реагента, и этот как бы бензин становится очень похож на настоящий. Получаемая прибыль (до 7 рублей с литра) позволяет решить проблемы практически с любой госпроверкой.

Понятное дело, что грешат этим не только джобберы. С ними, кстати, у компаний разговор короткий: поймали за руку – расторгли договор. Впрочем, некоторые «бодяжники» на этом не успокаиваются и снова применяют смекалку: продолжают работать под вывеской компании, только букву какую-нибудь припишут или закрасят, так что формально к ним не придерешься.

Надо сказать, что грязный бензин не всегда проистекает из жажды наживы. На памяти Михаила Григорьева, владельца одной из столичных автомастерских, его механикам однажды пришлось иметь дело с машиной, заправленной водой. Как потом оказалось, в старый топливный резервуар, который в нарушение всех правил стоял на открытом воздухе, попала дождевая вода.

По оценке Григорьева, в 50% случаев существенных неполадок в автомобиле виновник – плохой бензин. При работе на таком топливе на свечах и стенках цилиндров образуются свинцовые отложения, забиваются и быстро изнашиваются форсунки инжекторных двигателей, выходят из строя системы впрыска, датчики кислорода, безвозвратно портятся системы каталитической очистки выхлопа. Кстати, выгорание катализатора приводит не только к повышенному загрязнению атмосферы, но и к серьезным сбоям в системах управления работой двигателя. Часто даже непродолжительная поездка на «левом» бензине может стать причиной серьезного ремонта, который, если речь идет об иномарке, в среднем обходится от 300 до 700 долларов.

Единственный видимый невооруженным глазом индикатор некачественного бензина – это свечи. На них появляются пробои в виде серебристых углеродных дорожек, бывает, они так отполируют свечу, что она блестит.

Чтобы все столичные АЗС подвергались регулярной проверке, нужны немалые средства. Стоимость контрольного анализа одной пробы бензина сейчас составляет порядка 200 долларов. Если принять во внимание, что обычно АЗС торгуют четырьмя видами топлива, то в итоге проверка обойдется в 800 у. е. Если умножить эту сумму на семь сотен столичных бензоколонок, станет ясно, что у государства таких средств просто нет по определению.

«Еще год назад счета за проведение лабораторных анализов оплачивали владельцы АЗС, – рассказывает исполнительный директор Московской топливной ассоциации Григорий Сергиенко, – но потом был принят закон, который, с одной стороны, ограничил проведение проверок, а с другой – обязывал оплачивать счета только заправки, уличенные в продаже некачественного топлива».

Совершенно иначе обстоят дела с проблемой качества на АЗС, принадлежащих нефтяным компаниям. Одна из них – Тюменская нефтяная компания – первая и пока единственная в России обзавелась собственными мобильными лабораториями. Экспресс-анализ позволяет определить качество топлива за пять минут, а его стоимость не превышает транспортных расходов лаборатории. Специалисты компании проверяют свои и джобберовские автозаправки не реже одного раза в месяц. Слившись 1 сентября этого года с транснациональной British Petroleum в холдинг, ТНК со своими лабораториями в ближайшем будущем, скорее всего, будет проверять и бензин на заправках «БиПи».

Для полноты картины надо отметить, что «балуют» на заправках не только с бензином. По данным одной из проверок, проведенной в Москве в конце прошлого года, почти четверть исследованного дизельного топлива не соответствовала стандарту. Особенно это касается зимних сортов солярки. Чтобы она не загустевала на морозе, в нее добавляют бензин. Кончается это плачевно. Степень сжатия в дизелях вдвое выше, чем в бензиновых моторах, и при таких давлениях подмешанный в топливо бензин взрывается. Результат – разрушенные поршни, покоробленные головки блоков цилиндров, сломанные шатуны и т. д. Ремонт дизеля после такой заправки может обойтись в три тысячи долларов.

Так что ради собственного спокойствия и исправности автомобиля покупать бензин лучше на АЗС крупных нефтяных компаний и не экспериментировать с бензоколонками без опознавательных знаков.

Дмитрий Зыков,

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter