Атлас
Войти  

Также по теме

Грубость распространяется как вирус

Если вы с утра проснулись не в духе, пролили на себя кофе, а затем нагрубили соседу по метро или продавщице в магазине, то вы запустили необратимый процесс. С большой вероятностью, продавщица в ответ нагрубит следующему клиенту, а он - кому-нибудь еще. Именно так общество или рабочий коллектив "инфицируются" хамством. 

  • 5933
Thinkstock/Fotobank.ru

Thinkstock/Fotobank.ru

Грубое поведение может передаваться от одного человека к другому, создавая замкнутый круг. Фактически грубость распространяется как вирус, это показал эксперимент ученых из Унивеситета штата Флорида.

Этим можно объяснить, почему в России так распространено хамство: нам так часто грубят в поликлиниках, госучреждения и даже в частных кафе и магазинах. Социологи объясняют высокий уровень хамства в России недоверием людей друг к другу. Видимо, эффект распространения грубости лишь усиливает эту проблему.

Да и во многих рабочих коллективах грубость становится нормой.

Как хамство порождает хамство

Исследование, опубликованное в 1999 году, наглядно показало, как работает известная истина, что зло порождает зло: когда мы грубим кому-то, мы получаем грубость в ответ.

Ученые решили продолжить исследовать корни этого явления и в результате с помощью трех экспериментов показали, что люди не только грубят в ответ на невежливое поведение, но и вымещают зло на тех, кто не был с ними груб.

Автор исследования Тревор Фоулк и его коллеги наблюдали, как взаимодействовали между собой 90 студентов магистратуры во время тренинга, обучающего ведению переговоров. Студенты работали в парах. После каждого круга переговоров, студенты оценивали, насколько был груб или приветлив их партнер. А затем вместе с тем же партнером они играли в финансовую игру, в рамках которой нужно было распределить определенную сумму денег. У игроков было три варианта: они могли поделить деньги по-честному, взять себе больше или поступить назло партнеру, взяв себе небольшую часть, но так, чтобы партнер при этом не получил ничего. Затем студенты переходили к другим партнерам, с которыми также проводили переговоры, а потом играли в финансовую игру. Всего у каждого студента было по 10 партнеров.

Эксперимент показал, что если участник сталкивался на переговорах с недружелюбным поведением, он с большей вероятностью был готов получить меньше денег, сыграв в финансовой игре назло партнеру. Более того, в следующих переговорах он также вел себя недружелюбно, из-за чего другой партнер считал нужным поступить назло ему в финансовой игре. Таким образом, грубое поведение первого человека задавало стиль поведения игроков в последующих переговорах.

Мы помним грубость и мстим за нее

Второй эксперимент показал, почему появляется такой замкнутый круг. Выполняя упражнения на поиск слова среди набора букв, участники, которые в начале эксперимента сталкивались с неприветливым поведением, в частности, когда перед упражнением ведущий эксперимента грубо вел себя с опоздавшим человеком, быстрее всего находили слова, связанные с грубостью, например «хамский» или «наглый». Судя по этим результатам, когда мы сталкиваемся с агрессивным поведением, эта ситуация не выходит у нас из головы и влияет на то, как мы воспринимаем поведение других людей, и, соответственно, на наше собственное поведение.

Третья часть исследования показала, как работает этот принцип. В рамках исследования участники оказались свидетелями сцены ссоры. Они посмотрели видеосюжет, в котором сотрудники книжного магазина спорили о том, как будут распределены рабочие задачи. Затем участникам дали задание распределить средства, как они делали это в первом эксперименте. В этот раз их «партнером» был заказчик этого книжного магазина, от которого участники получили письмо о недоставленной книге.

Когда письмо было написано в нейтральном тоне, участники распределяли деньги честно. Однако если полученное участниками сообщение было агрессивным, они с большей вероятностью оставляли партнера по игре ни с чем, примерно в каждой четвертой игре. В этих ситуациях на них не оказывало влияние столкновение с грубостью в начале эксперимента. Однако оно повлияло на реакцию участников, когда те получали третий вариант письма.

Это письмо было резко грубым, написанным крупным шрифтом и с множеством восклицательных знаков: «Мне ПРАВДА НУЖНЫ эти книги. Я надеюсь, моя просьба не слишком затруднит вас!?» В этой ситуации, участники, которые не сталкивались в начале эксперимента с грубостью, отнеслись к странному заказчику терпимо и в финансовой игре поступили с ним так же, как и с заказчиком, написавшим нейтральное письмо. Однако в том случае, если участники сами пережили ситуацию грубости, они чаще готовы были и этого партнера оставить ни с чем.

Все эти эксперименты показали, что грубость может распространяться как в отдельном учреждении, так и в любом сообществе, подобно инфекции. От одного человека, которому нагрубили, она будет передаваться к другим членам сообщества и в итоге станет нормой, которую потом трудно будет изменить.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter