Фотография: VINCENT CALLEBAUT ARCHITECTURES/vincent.callebaut.org
Проект города на воде, с солнечными батареями и водяными турбинами для «экологических беженцев» (Венсан Калльбо). Прототип — тропическая кувшинка. По мысли Калльбо, его острова пригодятся людям, живущим в прибрежных районах, когда уровень воды поднимется настолько, что на суше жить станет невозможно. Или же тем, кто не желает больше жить в загазованных и грязных мегаполисах
— Что будет с архитектурой в 2015 году? Куда все движется?
— Вообще, мы c вами вокруг кризиса беседуем — бог его знает, что будет. Но отчетливо ясно, что сейчас есть две прямо противоположные тенденции. Сейчас они не очень конфликтуют, а к 2015 году будут конфликтовать очень сильно. Одна тенденция — это экологическая архитектура. Экология сегодня понимается очень широко, и вся эта идеология построена на протестантской этике. Речь идет о максимальной экономии ресурсов. С точки зрения теории европейских зеленых тратить много денег — это не экологично, поскольку деньги — это энергия, ресурс, и их пустая трата — это трата ресурсов, которые могут быть использованы будущими поколениями. Эта этика в приложении к городам ведет к новому идеалу урбанизма — точнее, дезурбанизма. Исчезает сама необходимость в большом городе. Каждый сидит дома, работает по интернету, продукты тоже заказывает по интернету — в общем, передвижения сведены к минимуму. Тут надо понимать, что в современном мире городского населения уже большинство, а ресурсы расселения вне города очень велики — интенсификация сельского хозяйства привела к тому, что многие территории пустеют. Россия это переживает в очень острой форме: многие центральные области — Калужская, Воронежская — могут целиком идти под дачи. Но и в нормальных европейских странах то же самое: территории между Восточной и Западной Германией практически не заселены. Калабрия стоит пустая.
При этом траты на высокие дома, в особенности на небоскребы, несоизмеримы с тратами на маленький сельский дом. Для того чтобы поднять воду на 200-й этаж, нужны насосы такой силы, что они способны обеспечить водой небольшой город. И трубы диаметром с пушку, чтобы их не разорвало. В маленьком двухэтажном сельском доме все это практически ничего не стоит. То же самое практически со всеми элементами архитектуры. Панорамное остекление — вещь, обязательная для современного города, — приводит к ужасным потерям тепла: стекло просто его не держит, даже с новейшими покрытиями. Плоская кровля — еще один обязательный элемент городской архитектуры — тоже нехорошая трата ресурсов: дождь с нее не стекает, снег не сваливается — с нее все время нужно убирать, нет чердака, который служит как тепловой барьер. Если от всего этого отказаться — мы возвращаемся к традиционному европейскому дому: с толстыми стенами, маленькими окнами, на природе, с двухскатной кровлей. Это XIX век, даже XVII. Но, конечно, внутри такого дома интернет и все блага цивилизации. Эта максимально сдержанная архитектура — то, куда движется массовое строительство в Европе. Поселки таунхаусов в Англии, маленькие города в Германии. Весь цивилизованный мир будет расселяться именно так.
— Но эти маленькие поселения будут спутниками мегаполисов?
— Функции мегаполисов начинают довольно резко снижаться. Большие города держит транспорт: всем выгодно жить кучно, потому что транспортные расходы уменьшаются. Но считается, что интернет эту проблему будет снимать. Если нагрузка транспорта на город снижается хотя бы на 50%, происходят удивительные вещи. Сокращается концентрация торговли на перевалочных пунктах. Если людской поток перестает течь — по линиям метро, через вокзалы, аэропорты, — то в местах его концентрации не надо строить мегамоллы. Если нет центров торговли, нет и центров развлечений. Европа уже движется по этому пути: европейские города в отличие от городов третьего мира не растут. Рим не растет, Париж не растет. У Лондона сложная ситуация с определением его границ, но если говорить о городе, который мы представляем при слове «Лондон», то он даже сокращается.
— А другая тенденция?
— Это архитектура как шоу-бизнес, архитектура как развлечение. Архитектура звезд, поразительных комплексов, удивительных, небывалых сооружений. Условно говоря, это архитектура Бильбао. Прямая противоположность экологичной архитектуре: она максимально затратна, максимально не экологична, требует чудовищных затрат на поддержание собственного вида. Помыть Бильбао стоит 1,5 миллиона долларов. А мыть-то его надо! Это традиционные европейские здания мыть не обязательно. Да, камень темнеет, пылится, ну и что? А здание из титана должно блестеть, иначе оно теряет всякий смысл.
У архитектуры аттракционов понятная экономика — экономика шоу-бизнеса: большие вложения в необычность, рекламу, большие доходы от туризма, миграции. Это экономика быстрого оборота. У экологов минимальная трата ресурсов и очень медленный оборот, а тут наоборот: все крутится очень быстро. При этом у архитектуры звезд — громадный ресурс развития: она престижна для государств. Все европейские государства в какой-то момент решили, что именно этой архитектуре они отдадут свои общественные здания. В 90-е перестроили музеи. Сейчас на очереди здания судов, муниципалитетов. Потом будут перестраивать университеты.
Противоречия между экологической и развлекательной архитектурой огромны: это два противоположных тренда. Как именно они распределятся к 2015 году, кто победит — зависит от экономических причин. Сегодня очевидно, что звездная архитектура мигрирует в третий мир. Если видишь где-нибудь новые здания Фостера, Колхаса, Захи Хадид, то практически наверняка заказчики или русские, или арабы. Это четкий индикатор того, что в стране, которая их заказывает, очень много естественных ресурсов, минимальное к ним уважение, никакой, естественно, экологии. При этом отсутствуют собственные высокие технологии, отсюда очень большое к ним внимание: страна доказывает собственную полноценность путем покупки этих гипертехнологичных сооружений. Европа уже ими отболела — там их уже нет.
Можно предположить, что Европа будет тихо развиваться в экологическую сторону, а страны третьего мира и мы вместе с ними — в сторону аттракционов. Впрочем, архитектура аттракционов — это прямая производная спекулятивных денег. Если считать, что страны третьего мира в большей степени пострадают от кризиса, чем Америка и Европа, тогда она схлопнется очень быстро.
— А у экологической архитектуры есть свои звезды? Мы что-то знаем о людях, которые будут строить новую Европу?
— А у них не принято высовываться. Но если вы посмотрите на список лауреатов Притцкеровской премии, это такая архитектурная Нобелевка, то там четко видно это разделение: в один год приз получает звезда — скажем, Херцог и де Мерон, а в другой — Сверре Фен, это норвежский архитектор, который строит во фьордах такие маленькие, изящные, незаметные домики. Потом дают Нувелю, а до него — Гленну Маркатту, это австралийский архитектор, который строит просто мечту хоббитов: домики для маленькой семьи, которая тихо себе живет среди зеленых холмов.
— Разве архитекторы-звезды не пытаются думать об экологичности? Тот же Нувель, например?
— Понимаете, они скорее изображают заботу об экологии. Нувель, да. Но это все фикция. Для того чтобы трава росла на крыше, нужно потратить столько энергии, что ни о какой экологии речь и близко не идет. Это фактически искусственная трава: она искусственно выращена, она искусственно поддерживается, она ни дня не может прожить без вливания физиологического раствора. А сегодняшние зеленые — настоящие протестанты. Эстетически они совершенно глухи. Они задают конкретные вопросы: «Сколько стоит эта трава? Сколько нужно нефти потратить, чтобы у вас на крыше росла трава в холодном климате? Столько? Так это, знаете, грех. Сделайте нормальную черепичную кровлю». У них отношение — как у Хрущева к пятиэтажкам: надо дать людям жилье — так и делайте жилье, а не красоту наводите. Получаются одинаковые коробочки, но жилье действительно есть.
— Как-то получается, что и та и другая тенденция так себе.
Фотография: virgingalactic.com
Первый в мире частный туристический космопорт (Норман Фостер. Мехико, 2009–2010). Внутри здание-скат разделено на спецсекции — туристические и для членов звездного экипажа. Строительство только начинается, но туристы уже бронируют места для звездных экскурсий, начало которых запланировано на конец следующего года
— Как вам сказать? Это диссимиляция двух важных качеств архитектуры. Есть формула: польза—прочность—красота. У нас сейчас польза пошла в одну сторону, а красота — в другую. Архитектура аттракциона во многих отношениях губительна для городов, но в дезурбанизме тоже хорошего мало. Ведь эта тенденция фактически ведет к исчезновению человеческих сообществ. Традиционная деревня — очень сильное сообщество, потому что люди там живут общинной жизнью, а дачный поселок — сообщество слабое. Люди могут по 30 лет жить на соседних участках и не быть друг с другом знакомы. Посмотрите на новорусские коттеджные поселки — там все это хорошо видно. Если нет центров по типу деревенских — танцулек, магазина, рынка, — то люди перестают общаться. Что в этом хорошего? Остаются, правда, школы. Но с развитием интернета они тоже под вопросом: не очень понятно, зачем ребенка куда-то отправлять, это небезопасно. В принципе, он может все по интернету учить.
— А как вообще получилось, что архитектура так разделилась?
Фотография: Foster + Partners
Башня-алмаз (Норман Фостер. Ханты-Мансийск, 2010). Здание трехчастное: две его части как лепестки расходятся по земле, в центре растет 56-этажная высотка-кристалл. Специальное покрытие небоскреба будет отражать сибирские леса и окрестные пейзажи
— Это произошло в начале постмодернизма — в начале 70-х. У архитектуры 60-x годов — при всех ее очевидных неудачах — была сильна логика социальной ответственности, там пытались улучшить жизнь населения. Это, конечно, провалилось — получились безнадежные города вроде спальных районов Москвы. Заказывались они левыми муниципалитетами и просто социалистическими правительствами, и это была такая архитектура для народа. Постмодерн совпал по времени с победой идей правого либерализма — не традиционно европейского либерализма, не идеологии джентльмена на земле, а денежного американского либерализма, либерализма яппи. Который идет от логики оборота, финансового движения. Для этой логики идея аттракционов была просто находкой, она прекрасно работала: вы реанимируете любой город, если ставите там музей современного искусства. Эта идеология сегодня приходит к нам: в рамках региональных программ такие центры строят в Калининграде, в Перми. Эффект Бильбао стал обязательной вещью. А параллельно произошло разделение — фактически между правыми и левыми. Сегодня левые — это зеленые, а правые — это такие финансисты-менеджеры. Договориться им очень сложно.
— А как будут выглядеть эти новые поселения? Ведь любой город, даже маленький, предполагает какие-то общественные пространства — а какие могут быть общественные пространства в поселке, где все люди сидят в интернете?
— Ну какие? Рудиментарные. Как в нынешних подмосковных поселениях. Вспомните начало фильмов про Гарри Поттера: бесконечные районы таунхаусов, в одном из них живет наш герой. Какие общественные функции там есть? Все встречаются только на парковке.
— И в супермаркете.
— Ну да, и на бензоколонке. В принципе, есть еще церковь. И это даже работает. Люди ходят в церкви. Не везде, правда, — в Голландии это не работает, а в Германии и Италии работает. Ну и мы тоже стали строить церкви.
— То есть в будущем Церковь будет серьезным заказчиком?
— У нас сейчас Патриархия рекомендовала московской власти не согласовывать планы поселков, если там нет церкви. Понятно, что это рекомендация, а не требование. Можно дать взятку и церковь не строить. Но поскольку как-то странно давать Богу взятку, строят много. И будут еще больше.
Фотография: Studio Pei-Zhu/studiopeizhu.com
Художественный музей Юэ Миньцзюна («Студия Пэй-Чжу». Китай, 2009). Это часть громадного музейного острова, при помощи которого провинция Сычуань, в прошлом году пострадавшая от ужасного землетрясения, пытается привлечь инвестиции. Абсолютная замкнутость обеспечивает циркуляцию в стенах энергии ци
— Как будет выглядеть российский город будущего?
— Если говорить о России, то архитектура здесь развивается в довольно узком секторе — исключительно в секторе капитализма. То, что сейчас проектируют, — это, по сути, не города для жилья, а города для инвестиций. Люди покупают квартиру, чтобы не портились деньги. Есть проекты развития Сочи, Туапсе, Екатеринбурга, городов-миллионников, но у меня есть серьезные сомнения, что все это вообще будет реализовано. Особенно с поправкой на кризис.
Если вы на них посмотрите, это такие паразитические образования: там ни больниц, ни школ, ничего. О’кей, торговые сети туда придут сами, но вот школам это сделать сложновато. Вообще, эти проекты предполагают большую мобильность населения. Эта модель более-менее срабатывает в Америке, поскольку там раз в 7 лет люди и вправду легко переезжают. У нас это вообще-то довольно мучительное дело. И что, наши люди переедут и вместе там выстроят школу? Да они вместе подъезд не могут отремонтировать. Я никого не осуждаю, просто такой подход подразумевает высокую степень социальной солидарности, наличие разных сложных механизмов, у нас просто нет такой традиции.
А главное, в этих новых городах не запланированы места приложения труда. Но единственный вариант, при котором так может быть, — это технопарк, сообщество офисных жителей, сидящих на толстой выделенке. Собственно, поэтому эта модель и эффективна — один большой канал дешевле и эффективнее, чем много маленьких домашних. Когда все дома сидели на модемах, это было очень выгодно. Сейчас — ну более-менее. А еще через три года это потеряет всякий смысл. Все будут сидеть дома. Идея технопарка умрет.
Фотография:Sarah Schneider/sarah-schneider.blogspot.com
Медицинский реабилитационный центр (Сара Шнайдер, Австрия). Проект недавней студентки в жанре «Заха Хадид нервно курит», который уже не один месяц обмусоливают на архблогах
— А идея города как такового тоже умрет?
— У традиционного города есть набор функций, вокруг которых он образуется. Все эти функции сейчас под вопросом. Заводов больше нет и не будет, все. Индустриальная часть городской программы закончилась. Торговая пока жива, она сегодня города и держит, но постепенное развитие очень удобной торговли по интернету предполагает, что и она ослабнет. Есть еще образовательная, культурная функция: университетские города, старые туристические города, сокровища культуры. Они, конечно, никуда не денутся, никакой интернет эту атмосферу не отменит. Но вот скопировать эту модель, точнее, перевести в бизнес, чтобы это работало, мало кому удается. Нет, кое-где получается — новые интеллектуальные центры начали строить: сперва в Силиконовой долине, потом в Сингапуре. Развиваются они как маленькие деревеньки, но с небольшой интеллектуальной центральной зоной. Сейчас такие стали пытаться делать в Гоа, поскольку там много людей, удаляющихся от жизни в мегаполисах, но при этом совершенно не отрывающихся от интернета.
Нам это, к сожалению, не грозит, поскольку те типы бизнеса, которые есть в России, — они совсем простые. А это сложные модели, не то что мы не понимаем, как на этом зарабатывать, — мало кто в мире понимает.
— Что вообще будет с российской архитектурой через семь лет?
— Может быть, русские и западные архитекторы именно так и разделятся: западные звезды будут проектировать аттракционы, а русские — экологические здания. И это было бы, наверное, хорошо. Понимаете, в области строительства мы еще живем в эпоху индустриального общества. У нас есть большие заводы, которые по-прежнему хотят делать одинаковые панельные дома; это крупные фабрики, им нужна загрузка. И то, что у нас позиционируется как жилье для среднего класса, экономкласса, все эти новые районы (Мытищи, Марфино) — это, по сути, продолжение индустриального домостроения. Но, вообще-то, это очень плохой тип жилья. Не только с экологической точки зрения — в нем человеку жить в принципе неприятно. Вот эти огромные 24-этажные дома — двор размером с футбольное поле, до города бог знает сколько времени ехать, выехать с утра из двора — уже проблема, потому что пробка. Глупости это все, неправильный тип жизни. Он и появился-то только из-за того, что работает фабрика и надо ей давать заказы. Было бы очень хорошо, если бы это как-то удалось прекратить и вместо этого начали строить таунхаусы. Для людей это было бы лучше. Другое дело, что особой красоты тут ждать не надо. Но жить людям было бы гораздо лучше. Это важно. Важнее, чем красота.
Фотография: SMC Alsop
Киностудия «Филмпорт» (Уильям Олсоп, Торонто). Проект самой большой киностудии на континенте. К зданию-парусу прилеплен стеклянный пузырь для ресторана
— Но ведь если эти 24-этажные дома размазать по земле тонким слоем таунхаусов, то до города будет ехать в пять раз дольше.
— Дальше — но не факт, что дольше. Вот смотрите. Сейчас Фостер проектирует небоскреб «Россия». Там запланированная дневная нагрузка — 25 тысяч человек. Это три Звенигорода. В семь часов вечера три Звенигорода выходят на одну площадь, садятся в машины и пытаются уехать. По одной дороге. Что будет? Будет пробка. Это как орда — один человек проходит это расстояние за день, а вся орда вместе за неделю. Закон больших чисел, тут ничего не сделаешь. Кто-то задержался, у кого-то нога подвернулась, у кого-то машина перегрелась. Небоскреб — это одномоментный выброс огромного количества людей на площадку перед ним. Поэтому совершенно не факт, что компактные города с небоскребами с точки зрения транспорта более мучительны, чем малоэтажные растянутые города.
Это нам прекрасно доказывает Америка, поскольку там есть и то и то. Там есть Лос-Анджелес, который как раз размазан тонким слоем на какую-то совершенно безумную территорию. И есть Нью-Йорк. При этом в Лос-Анджелесе с пробками нет особенных проблем, а в Нью-Йорке — известно что. Вообще, нормальное развитие небоскребов предполагает обязательное наличие сложной подземной транспортной инфраструктуры. Скоростное метро, местное метро, тоннели для машин и грузовиков — эти 25 тысяч человек надо же кормить, обслуживать! Плюс автобусы, автомобильная трасса, пешеходные дорожки — много транспортных линий. В Сити нет вообще ничего. Станция метро «Международная» не справляется уже сейчас, когда там три небоскреба. А их будет сорок.
— То есть Москву ничего хорошего не ждет.
— В Москве есть пять очевидных проблем, которые к 2015 году точно разрешены не будут, а только ухудшатся. Транспортная — раз. Жилищная — жилье у нас стало инвестиционной ценностью, при этом людям негде жить. У нас возникло громадное количество домов, которые построены, но в которых никто никогда не жил. Представьте, что в 2015 году жители одномоментно заселились в дом, в котором 10 лет никто не жил. Разом включили воду, отопление, электричество — получили наводнение, короткое замыкание, пожар. Сразу. Нас ожидает неизбежная реконструкция этой инвестиционной недвижимости.
Третья проблема — историческая. Поскольку все памятники у нас являются ценными объектами недвижимости, мы их все сносим и строим копии. Москва теряет свою идентичность целиком. В какой-то момент окажется, что больше она никакой культурной ценности не представляет, что мы давно живем в Диснейленде, в киностудии.
Есть проблема энергетическая. Отчасти даже хорошо, что в этих домах не живут, потому что если все туда заселятся, то история с подстанцией в Чагино у нас будет повторяться каждые полчаса, поскольку городу попросту не хватает электричества. Пятая проблема — экологическая. Москва — город с плохой водой, плохим воздухом, ужасной шумовой ситуацией, очень тяжело действующий на психику.
Специфика этих пяти проблем заключается в том, что бизнес не умеет их решать. Поскольку у нас городская власть с точки зрения экономического поведения чрезвычайно правая, то есть меряет эффективность количеством денег, которые заработала, то она тоже не умеет их решать. Поэтому все проблемы будут только увеличиваться. Ожидать разрешения хоть одной из них к 2015 году — невозможно.
Фотография:zaha-hadid.com
Арт-центр (Заха Хадид, Дубай). Это только часть гигантского комплекса зданий, в создании которого участвуют Франк Гери, Жан Нувель и Тадао Андо. В портфолио Захи Хадид это едва ли не самое яркое воплощение идей биоморфизма — перевода на язык архитектуры очертаний листьев, веток и фруктов
— А чего можно ожидать? Полного коллапса?
— Такой сценарий вполне представим — транспортная катастрофа, энергетическая. Возможно, социальная — люди будут протестовать, видя массу жилья в частной собственности, которая не используется. Возможно повторение ситуации Амстердама 50-х годов, когда бездомные заселяли такие же дома и держали оборону. И до 90-х годов продержались. Это совсем неудачный сценарий, но достаточно вероятный, поскольку естественное развитие ведет именно к нему. Ну и сглаживающий сценарий, который предусмотрен сегодняшним Генпланом, не то что эти проблемы решает, но пытается снять степень их напряженности. Это меры не терапии, а болеутоления. И мне со стороны кажется, что этих мер явно недостаточно.
По крайней мере транспортная стратегия московского правительства — очевидно противоречива. Скажем, есть такие города, как Лондон, которые стремятся решать транспортную проблему за счет полного уничтожения парковок. Они считают, что чем меньше в городе парковок, тем меньше в городе машин и, соответственно, пробок. То есть ты либо приехал со своим водителем — и он тебя ждет, ездит кругами, пока шеф на переговорах. Либо уж — приехал на такси, а потом уехал на такси. И есть другая идея, прямо противоположная. Она заключается в том, чтобы устроить максимальное количество парковок, которые разгружают транспортные потоки, и драть за парковки и за въезд в город очень большие деньги. У нас совмещаются все меры сразу: мы делаем очень большие парковки — в каждом новом здании обязательно есть подземная парковка — при этом мы не можем ввести социальную норму на въезд, потому что в России это невозможно. То есть получается, что богатые люди платят большие деньги , чтобы въехать в город, приезжают — а там на улицах куча машин стоит задаром и мешает им проехать. Так быть не может: либо все не платят, либо все платят. То есть желание у мэрии есть, и довольно серьезный транспортный отдел есть, но нет ясного понимания, чего она хочет. И механизмов решения тоже, конечно, никаких нет. То есть ничего хорошего нам ждать не приходится. Мне сложно рассуждать уверенно — я ведь сторонний наблюдатель и не могу держать в голове весь город. Планы все-таки есть, люди работают. Дай-то бог, конечно.
Фотография: best-housedesign.blogspot.com
«Башня новаторства» (Заха Хадид, Гонконг). В отличие от многих других проектов Хадид этот не испугал заказчиков и вот-вот начнет строиться. Небоскреб вырастет на территории Гонконгского политеха, и основными обитателями станут студенты, для которых предусмотрены, в частности, музей и теннисные корты
Что будет с архитектурой?
Юрий Григорян, «Проект Меганом»:
«Если все останется так, как есть, то ничего через семь лет не изменится. Если действительно будет очистительный кризис через два месяца и половина архитектурных бюро, я надеюсь, разорится, особенно крупных, а из девелоперов разорятся те, которые торгуют всякой ерундой, то, может быть, через семь лет, как после кризиса 1998 года, ситуация заново выстроится на немного более честных основаниях. Я надеюсь, что так будет. Если этого кризиса не будет, то все будут дальше качать нефть и перерабатывать ее в недвижимость».
Евгений Асс, бюро «Архитекторы Асс»:
«В 2015 году Скуратову будет 60, Григоряну будет 50, мне будет 70, Цимайло будет 40, а моим студентам будет 30. Вот что будет с русской архитектурой в 2015 году».
Сергей Скуратов, «Скуратов и партнеры»:
«Я надеюсь, что та Олимпиада, которая пройдет в 2014 году в Сочи, не поставит всю страну на колени, как это было обычно во времена других Олимпиад, военно-промышленных гонок, холодной войны и так далее. Поэтому если Олимпиада пройдет, то последствия будут плохие, а если Олимпиада не состоится по каким-то причинам, то, может быть, будет перспектива».
Давид Саркисян, директор Музея архитектуры им. Щусева:
«К сожалению, я думаю, что российская архитектура останется такой же разнообразной, неровной, там появится еще несколько сильных личностей, которые сейчас уже есть, но остальное будет такой же кашей».
Ярослав Ковальчук, «АБ Римша»:
«Здания и города будут выглядеть примерно так же бессмысленно, как и сейчас. Архитектура окончательно превратится в разновидность шоу-бизнеса со своими звездами и зданиями-аттракционами. Россия, как обычно, окажется на периферии этого процесса. Но как раз такое положение вещей — это хорошая возможность для развития чего-то принципиально нового. Я надеюсь, что наконец появятся идеи, которые позволят найти выход из тупика, в котором сейчас находится вся мировая архитектура».
Фотографии: AFP/East News (1), внизу jeannouvel.com (3)
Новая филармония (Жан Нувель. Париж, 2012). Нувель спроектировал, в частности, акустические панели, которые можно надстраивать в зависимости от потребностей: потолок способен изменять свою высоту, ориентируясь на размер оркестра и состав инструментов
Сергей Ситар, главный редактор журнала «Проект Интернейшнл»:
«Архитектура — это не то, как здание выглядит, а то, что оно есть в своей сущности. Будут ли здания обладать через 20 лет какой-либо сущностью (то есть будет ли вообще какая-нибудь архитектура) — вопрос открытый».