Иллюстрация: Дмитрий Распопов
В повседневной жизни революции происходят незаметно: просыпаешься в одно прекрасное утро — и вот ты уже в будущем. Встаешь с постели и одновременно встаешь перед фактом.
Сейчас мы стоим перед фактом совершенно новой системы управления собственной жизнью. Средний европеец уже теперь, а не в фантастическом романе принимает с утра прозак для хорошего настроения, за рулем — еще
Может быть, придя в магазин за новым шарфиком, духами или, допустим, книгой,
мы скоро будем получать от продавца упаковку таблеток, которые обеспечат желаемый эффект (оттенить цвет лица, приятно благоухнуть или ознакомиться с творчеством Шекспира), но быстрее и дешевле. И тогда надпись «Для наружного употребления» на тех же самых духах приобретет новый смысл — ведь очень многие товары будут именно что для потребления внутрь. Выражение «проглотить книгу» может перестать быть метафорой.
Именно на этом пути находится косметическая индустрия. Некоторые очень известные фирмы (например, Dior) теперь производят полезные пилюльки совершенно наравне с кремами. Эти пилюльки продаются в тех же парфюмерных магазинах, что и кремы, под тем же названием и с фотографией той же устрашающе молодой актрисы на коробочке.
Современная индустрия и философия омоложения — столь колоссальная тема, что сразу охватить ее не удастся. Пока заметим только, что вышеописанные таблетки и кремы Dior позиционируются не как средства от морщин или против старения, а как средства для «нового поколения женщин, которые хорошо себя чувствуют в своем собственном возрасте» и которые «сегодня красивее, чем в 20 лет». То есть таблетки и кремы предлагаются не для того, чтобы стать
Косметические кремы поначалу появились, кстати говоря, именно как лекарство для неких особых случаев. Фирма Pond’s, прославившаяся в 20-е годы своим кольд-кремом, начала еще в середине XIX века с мазей для заживления ран. Именно эти мази и стали волшебными кремами, просто была создана новая версия рекламы — без упоминания о медицине. Идея состояла в том, что крем нужен не больным, а здоровым. И это не малоприятное лекарство, а символ роскоши. После этого долгое время косметическая индустрия продавала в первую очередь наслаждение, но теперь она снова двинулась в сторону медицины, в рекламе появились люди в белых халатах. Она продает прежде всего эффективность в решении проблем, но это
Обращает на себя внимание, что те «пилюли повседневности», которые принимает среднестатистический европеец, перестали быть таблетками «от» и стали таблетками «для». Создается впечатление, что перед каждым действием мы должны нажать в себе кнопку, которая и включит ту или иную функцию.
Мы сегодня окружены в основном предметами неорганического мира, и нам не приходит в голову вопрос, как родилась и выросла та или иная вещь.