У вас ведь тоже есть знакомые, которые берут кассеты с фильмами и почти никогда их не возвращают. И не потому что страдают клептоманией. Просто у них тоже есть знакомые, которые эти кассеты берут, а у тех знакомых свои знакомые... Утром прямо из кровати разглядывал урон, нанесенный видеоколлекции вчерашними гостями, – больше всего пустых мест оказалось на полке с «Другим кино». «Ван Хельсинга» вот никто не взял, а Озона и почти весь андеграунд сперли. С другой стороны, чему тут удивляться: на «Трою» или «Послезавтра» можно всегда сходить в кинотеатр, где и экран большой, и от звука «спрятаться негде». Тут же совсем другое – домашнее кино, которое и назад перемотать хочется, и десять раз остановить.
О серии «Другое кино» и пойдет речь. Основана она была в 2000 году, насчитывает уже более 80 фильмов. Раньше с ней все было просто: одинаковые белые коробки, новое режиссерское кино. Теперь – несколько секций, фильмы новые и не очень, великих режиссеров и совсем самодельные. Для того чтобы во всем этом разобраться, я встретился с Игорем Лебедевым, гендиректором «Кармен Видео» – компании, выпускающей интересующую нас серию. Игорь оказался человеком симпатичным и искренне увлеченным тем, чем он по долгу службы занимается. Вот о чем мы говорили.
– Наверное, этот вопрос вы уже ненавидите, и все-таки, что же такое «Другое кино»?
– Мы сами всем его задаем. Митя Шагин считает, что это просто хорошее кино и все. Но хорошее кино не бренд. Мне нравится, как Андрей Плахов ответил. По его мнению, это то кино, которое ориентируется не на массы, а на каждого в отдельности. Можно сказать, что это не мейнстрим, но, с другой стороны, и не какой-то запредельный арт-хаус.
– Почему в серии появились секции, и как в них теперь ориентироваться?
– Раньше мы выпускали в основном новые фильмы. И продолжаем их выпускать в секции «Новое». Вместе с тем есть спрос и на архивное кино. Это совсем не обязательно безусловные шедевры, скорее редкости и диковинки, потому и секция называется «Раритет». Например, мы нашли и издали первый фильм Ларса фон Триера «Эпидемия». По большому счету, это не лучший его фильм, но он показывает развитие режиссера. Секция ориентирована на людей, которые уже освоили классику и хотят копать глубже. Далее есть целый пласт кино, которое в большой прокат выйти не может, но в мировом кинематографе определенное место уже приобрело, например трэш. Для этого мы учредили секцию «Андеграунд». Ее презентация прошла осенью в «Фитиле», где шли фильмы уже хорошо раскрученной студии «Трома» («Токсичный мститель», «Тромео и Джульетта» и другие). Но поскольку живем мы в России, естественно, хочется нашего кино, вот мы и занялись поисками совсем независимого, самодельного кино, полагая, что там могут быть новые идеи, новая энергия. Не могу сказать, что встретили невиданные сокровища, но кое-что отыскали. В Питере обнаружилась группа энтузиастов, объединившихся в студию «АлиБастер». Ребята даже разработали собственную концепцию «параллельного перпендикуляра» или вроде того. Начинали они с аудиопостановок, потом делали короткометражки и, наконец, разродились полнометражным цветным музыкально-героическим трэш-эпосом под названием «Два». Конечно же, тех, кто соберется фильм смотреть, нужно предупредить – это трэш, снималось все на какие-то побитые камеры, свистопляска идет по цвету, по звуку, и далеко не всякий сможет все это смотреть, но там есть нетривиальный взгляд, есть энергия, юмор, собственно, там есть талант. Уверен, будь у них хотя бы минимальный бюджет – могли бы сделать очень заметный фильм. Теперь я с нетерпением жду их следующей работы – мюзикла на бурятском языке с каким-то очень сложным названием вроде «Ятинсотэ».
– А что с неигровым кино?
– Пока мы только пробуем приучить к нему нашего зрителя. Но говорить о его коммерческом потенциале у нас еще рано. Приходит на ум один-единственный прорыв – «Птицы». За рубежом же неигровые фильмы попадают в основные программы фестивалей, им дают призы, они выходят в прокат. Мне кажется, что очень скоро и у нас будет бум неигрового кино. Какой вот прекрасный фильм привозили недавно на Неделю британского кино – «Песни тела».
– На какие фильмы вы бы хотели обратить внимание зрителей в первую очередь? Ваш хит-парад.
– Среди «Раритетов» это, в первую очередь, «Небо над Берлином» Вима Вендерса – настоящий шедевр, без всяких оговорок. Затем «Истина в вине» и «Фавориты Луны» Отара Иоселиани, «Шарлотта навсегда» Генсбура и, пожалуй, выходящие на днях «Чеховские рассказы» – это три великолепные короткометражки примерно 70-х годов: «Юбилей», «На даче» и «Экзамен на чин». Последняя – просто жемчужина. В секции «Новое» я бы отметил «Джерри» Гаса Ван Сэнта, «Клубную манию», обязательно «Реконструкцию», «Дьявола» и белорусский фильм «Оккупация». «Оккупацию» мы представляем на ММКФ в «Перспективах». Это довольно сложно построенный фильм из трех новелл о партизанах, но и не только о них. В Белоруссии его вряд ли разрешат по соображениям идеологии. В секции «Андеграунд» главные хиты – это, конечно, трэш-хорроры студии «Трома»: «Токсичный мститель», «Кровососущие уроды», «Тромео и Джульетта» – и фильм «Два», о котором я уже рассказал. Наконец, из неигрового кино нужно смотреть два фильма Вендерса – «Заметки об одежде и городах» и «Комната 666», – «Одиссею Александра Вертинского», «Я – чайка» и «Физиологию русской жизни».
– Чего нам еще ждать в ближайшее время от «Другого кино»?
– Будет много интересного. Несколько фильмов мы покупаем у «Тромы», среди них мюзикл «Каннибал» Трея Паркера, автора «Южного парка». У них же обнаружили первый фильм Брайана Де Пальмы, «Свадебная вечеринка», еще черно-белый, 1964 года, с молодым Де Ниро. Готовим десять фильмов немецких экспрессионистов 20-30-х годов – Фрица Ланга, Мурнау. Среди них будут и «Носферату», и «Метрополис», три фильма Козинцева. А в перспективе – «Великая сотня», 100 фильмов, которые должен посмотреть каждый. Носители – VHS и CD.