Атлас
Войти  

Также по теме

Глубокий инсайд

11-я серия: хедхантинговая компания ищет гендиректора полиграфического холдинга

  • 1790

Понедельник 28 августа

Хуже утра понедельника бывает только вечер пятницы, на который, по нашей статистике, приходится наибольшее число неприятных новостей. Обычно в пятницу вечером случаются самые страшные авралы, вскрываются самые ужасные проблемы и звереют самые добрые начальники.

Предыдущая не была исключением: сорвался стопроцентный вроде бы кандидат на позицию генерального директора в полиграфический холдинг из первого десятка.

По этому поводу понедельник начался с задушевной беседы с Рафаилычем на тему «Доколе, о Катилина!». Его понять можно — поиск кандидата идет уже без малого полгода, а результата как не было, так и нет.

Месяца полтора назад Рафаилыч настоял, чтобы наш Вася, у которого с этим заказом возникли серьезные сложности, подключил к проекту меня: как он изволил выразиться, две полголовы лучше. В результате Вася тихо отстранился, предоставив моей половине головы спасать репутацию нашей конторы. А ведь сначала все казалось настолько очевидным, что не то что предоплата, но и финальный платеж уже фактически ласкал карман. Чего вроде бы проще: нужен толковый, опытный и крепкий управленец, взрослый, вменяемый и адекватный. Опыт в индустрии не обязателен, важнее опыт руководства компанией, сравнимой по размерам и оборотам с компанией клиента. И имя на рынке известное, и деньги предлагаются очень даже приличные для такой должности — от восьми до десяти тысяч американских долларов в месяц — и до двенадцати тысяч для суперкандидата.

Клиент на первой встрече произвел на Васю приятное впечатление: дядька около полтинника, сам двенадцать лет назад бизнес создал, сам нашел инвесторов в лице фонда прямых инвестиций, сам же и будет принимать решение о найме генерального директора, а людям из фонда останется только утвердить предложенную кандидатуру. На деле все оказалось несколько сложнее. То есть с первыми пятью кандидатами все было хорошо. По крайней мере — поначалу. Клиенту все нравились. С оговорками, но нравились. Вася было расслабился, решил, что делов шляпе. Ну подумаешь, заказчик не торопится с решением и вешает людей «на холд». Однако спустя месяц клиент вышел из состояния задумчивости и сообщил, что ни один из представленных людей его не удовлетворяет. Мотивировки разнообразием не отличались: недостаточно похожий опыт, не впишется в команду, не подходит психологически — нужное подчеркнуть.

К моменту моего появления на сцене уговор был такой: мы показываем еще четверых, самых что ни на есть лучших, и, если ни один из них не удовлетворит заказчика, расходимся как в море корабли.

Двоих мы за отчетный период как раз и успели представить.

Мой фаворит, за три года сделавший из никому не известной региональной компании одного из лидеров парфюмерного рынка, денег хотел, будем честны, чуть больше, чембыло заявлено. Но он ведь и вправду стоил этих денег — и мне казалось, что я это до клиента донес.

Однако встретиться с парнем за четыре недели наш дорогой клиент так и не смог. Или, во что мне больше верилось, не захотел. В итоге кандидат сказал, что он принимает другое предложение, как ни интересен ему мой клиент. Так что все надежды теперь на кандидата (точнее — кандидатку) номер два. И еще двух самых-самых лучших, которых только предстоит найти.

Среда 30 августа

Кандидатку клиент тоже забраковал. Сослался на этот раз на соотношение цены и качества. В некотором роде — стандартная мужская отмазка: с такой внешностью могла бы быть и поумнее — то есть за эти деньги могла бы быть и поопытнее. Хотя, по-моему, с опытом у барышни все в полном ажуре: все-таки шесть лет проработала в «Марсе» плюс три года руководства небольшой, но успешной издательской компанией, да и психологически она поустойчивей многих мужиков будет, марсовская закалка все-таки дорогого стоит. Что-то, воля ваша, странное у нас с этим клиентом творится: ни к одному из представленных кандидатов внятных претензий у него нет, однако и брать он никого не берет. Может, инсайдеров поискать у него в холдинге? Глядишь, объяснят, в чем проблема. Или хотя бы расскажут, по каким критериям он отбирает себе людей и как вообще выстраивает отношения с ближайшим кругом подчиненных. Вот такая загогулина выходит: вместо того чтобы искать людей для клиента, ищем людей у самого клиента.

Четверг 31 августа

Кто ищет, тот всегда найдет, хотя с кандидатами это и не всегда работает… Выяснилось, что Маша, жена моего давнишнего приятеля, пару лет проработала у клиента директором по персоналу. Вытащил я ее кофе попить, она мне глаза-то и раскрыла. Если вкратце, то попадалово полное. Потому что поставленная перед нами задача не имеет ничего общего с реальными потребностями клиента. На самом-то деле мужик привык замыкать на себе решение абсолютно всех вопросов в компании: от стратегии экспансии в регионы до выбора поставщика зубной пасты и туалетной бумаги в офис. Как было заведено с самого начала, так и осталось по сей день. По науке это называется «неумение делегировать». И никакой генеральный директор ему на самом деле не нужен. Или, вернее, нужен, но совсем не для того, о чем он нам увлеченно рассказывал. Скорее всего, наем управленца со стороны был одним из условий фонда, купившего пакет акций холдинга. И это понятно: ребята заботятся об инвестиционной привлекательности своего актива, им интересно через год-два-три пакет выгодно продать стратегическим инвесторам. Известно, что на определенном этапе собственник перестает быть наиболее эффективным управленцем, поэтому они и порекомендовали нашему драгоценному клиенту найти себе гендира. А он, не будь дурак, взял под козырек: дескать, не вопрос, вот ребята ищут уже который месяц, только кандидатов подходящих что-то нет. Представь, говорит Маша, каково отцу выдавать замуж любимую дочку, без матери выращенную. То есть все понятно, выросла барышня, и соседи уже с недоумением поглядывают, но как представишь, что вот этот прыщавый дылда будет с моей кровиночкой по ночам невесть что вытворять, сил никаких нет даже думать об этом. Так и клиент наш — вроде умом понимает, что надо нанять толкового генерального, а вот сердцем…

Ну да ладно, это все лирика, а мне-то что со всем этим сакральным знанием делать? Возможно, если все так, как описывает инсайдер Маша, то клиента устроит человек масштабом поменьше, чем все, кого ему до сих пор показывали,

без больших амбиций. Кто-то, скажем так, недорогой, а главное — управляемый.

Вторник 5 сентября

И ведь правда, если знаешь нужную точку, достаточно легкого удара — и твердый алмаз раскалывается так, как было задумано ювелиром. Первый же кандидат, которого я представил, вооружившись знаниями о подлинных намерениях клиента, немедленно удостоился высочайшей аудиенции. Кандидат, конечно, на предыдущем месте работы назывался генеральным директором, но на самом деле он никакой не генеральный, в лучшем случае — исполнительный. В фармацевтической компании, где он трудился до недавних пор, акционеры его ни до какой стратегии не допускали, так — чисто оперативные вопросы решать. С этим у него, правда, все было в полном порядке. А к стратегии он и не рвался особенно. Просто в какой-то момент акционеры разругались, и контора посыпалась. То есть не то чтобы мужик совсем лузер, просто не то, о чем мы говорили изначально. Поэтому в отчете я, словно извиняясь, написал, что, мол, парень, вероятно, чуть менее масштабен, чем клиенту хотелось бы, но зато деньгами он хочет всего-навсего шесть в месяц, хотя на рынке такие люди стоят минимум семь. Расчет оправдался полностью и сразу. Заказчик клюнул и на меньший опыт, и на то, что можно купить задешево более дорогой товар. И встретился, и влюбился с первого взгляда, и даже предложение пообещал сформулировать до конца недели.

Пятница 8 сентября

Ну что же, кандидат долго выкобениваться не стал. Все плюсы компании очевидны, денег ему вполне достаточно, а лишняя ответственность ни к чему. И тут у них с клиентом полное взаимопонимание и благорастворение: один не хочет делегировать, у другого не слишком много амбиций, и он не станет тянуть одеяло на себя. А людям из фонда клиент как-нибудь объяснит, почему он выбрал именно этого парня.

Да, не спорю, иногда приходится играть в странные, почти шпионские игры. Но что поделаешь, если психология у клиента за последние десять лет не изменилась. В конце концов, наша задача делать не то, что клиент говорит, а то, что он в действительности хочет. Главное только вовремя почувствовать разницу и получить обходными путями это самое сокровенное знание. Похоже, в этот раз нам это удалось — ко всеобщему удовольствию.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР

Базовые требования

— Возраст 30-40 лет, Высшее образование: техническое, экономическое. Желательно МВА. Опыт работы на руководящей должности от 5 лет

Должностные обязанности

Административно-хозяйственное управление компанией. Поиск и подбор ключевых сотрудников. Постановка задач и целей, направленных на увеличение прибыльности компании. Разработка долгосрочной программы развития, оптимизации технологических и бизнес-процессов. Контроль исполнения управленческих решений и поставленных задач. Определение и планирование стратегической, коммерческой деятельности компании. Контроль приобретения и распределения материальных и финансовых ресурсов компании

Соискатели

Более 90% — мужчины, возраст соискателей от 37 до 39 лет, средний опыт работы более 10-15 лет. 33,95% соискателей готовы к переезду в пределах России (за рубеж готовы выехать 11,92% соискателей)

Первое образование

Экономическое (30,27% соискателей), техническое (53,21%), другое (16,52%). Продолжительность работы на одном месте менее года (29,35%), от года до трех лет (44,03%) и более трех лет (26,62%)

Компании готовы платить $6472,21. Соискатели хотят получать $4818,96

Информация предоставлена аналитическим центром Headhunter Magazine (по данным www.hh.ru)

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter