Границы распространения добра и зла на карте мира (и отдельно России) всегда интересовали меня. Не секрет, что есть местности, в которых обитает особо недоброжелательная публика. Как будто дьявол точечно, руководствуясь неведомыми нам причинами, насыпал там своих слуг особенно густо. Дьяволово семя.
Некоторые из таких «зон зла» являются рукотворными. У нас это, конечно же, Сибирь. Отбывший царскую каторгу преступник оставался там на поселении, часто пожизненно. И оказывался по выходе на волю среди себе подобных, женился на такой же бывшей каторжанке и плодил детей. Нормального населения в Сибири почти не было, за исключением староверов, которые жили отдельными деревнями и не смешивались ни с кем. Понятно, какие люди вырастали потом из кудрявых малышей, росших ввиду каторжных тюрем в окружении убийц и грабителей. Но это хотя бы объяснимо. А вот откуда на мирных русских равнинах далеко западнее Урала взялись разбойничьи села? И как они вообще возникают?
Наличие особых криминогенных областей, эдаких анклавов зла, общеизвестно. Сицилия или Корсика имеют многовековую дурную славу. Но мало кто слышал, например, о скромной итальянской деревне Артена-Монтефортино, в которой в конце XIX века число убийств было в 6 раз больше, чем в целом по Италии, а разбоев — в 30. (Данные привел в своей книге «Преступление» знаменитый Чезаре Ломброзо.) Деревушка действительно была лихая: еще папа Павел IV в 1557 году повелел истребить всех ее жителей за неисправимую безнравственность. Но зло выжило.
Разумеется, не обошел дьявол своим вниманием и Россию. Целые села веками, как тогда говорили, «портняжили с дубовой иглой». В Нижегородской губернии печально прославились Татинец и Слопинец (тать — вор, слопень — бездельник). Поговорка «Татинец да Слопинец — всем ворам кормилец» известна три столетия. А вот село Вершинино, что в Сергачском уезде, в поговорку не вошло, а зря! Историю о нем рассказала мне моя прабабушка
Когда совсем рассвело и люди вышли в поле на работы, братья вернулись к себе. Нюра вылезла из стога и прибежала домой. Она рассказала родителям о том, что с ней приключилось, и те сильно перепугались. Они поведали девочке то, что должны были объяснить раньше. Оказалось, что Вершинино — старинное разбойничье гнездо, в котором несколько семейств из поколения в поколение промышляют убийствами прохожих и проезжих путников. Остальные же обитатели села, сами не убивая, занимаются наводкой жертв, скупкой их вещей и укрывательством. То есть вся огромная деревня в четыреста дворов была преступной, и кровь связывала сельскую общину круговой порукой. Об этом знали все окрестные жители, знали и благочинный со становым приставом, а может быть, и исправник с уездным предводителем. И все, включая власть, молчали и бездействовали. А что можно поделать с огромным селом, сплошь населенным бандитами?
Та давнишняя история закончилась для бабы Нюры без крови. Убийцы передали через посредников, чтобы молчала, а не то… Бабушка осмелилась рассказать мне обо всем лишь спустя 77 лет. И я