Атлас
Войти  

Также по теме

Геликоптерщик

Помимо хорошей реакции, цепкой памяти и богатырского здоровья от будущего геликоптерщика требуются знание математики и умение выражать мысли в письменном виде. Пять лет учебы - и в руках диплом пилота-инженера


  • 1538

Ближайшее к Москве место, где можно выучиться на вертолетчика – Сасовское летное училище гражданской авиации под Рязанью. Были времена, когда конкурс здесь был 20 человек на место. Помимо хорошей реакции, цепкой памяти и богатырского здоровья от будущего геликоптерщика требуются знание математики и умение выражать мысли в письменном виде. Пять лет учебы – и в руках диплом пилота-инженера.

Такой путь прошел когда-то и Владимир Михайлович Золото, пилот первого класса. Начинал летать на "Aн-2", потом пересел на вертолет. Недавно Владимир Михайлович подсчитал, что провел в небе три с половиной года жизни. Летчик побывал в Aргентине, Сингапуре, Иране, Aвстралии, на островах Зеленого Мыса и четырежды – в Aнтарктиде.

В нынешние времена такую карьеру сделать трудно, потому что учебный налет у студентов училищ, как правило, минимальный – не хватает керосина для тренировок. Выпускники год-два пытаются найти работу, после чего в основном уходят из авиации. В коммерческие фирмы их не берут: надо учить летать, а каждый час практики стоит от 100 до 600 долларов в зависимости от класса учебной машины. Основные поступления кадров сейчас из армии. Но военные мозги трудно переделывать в гражданские.

- Их учат, как воевать, а нас – как сохранить жизнь. Разница есть. Переучить удается не всегда, часто приходилось расставаться, особенно с теми, кто прошел через горячие точки, – заключает Золото.

В советские времена карьера летчика просматривалась четко. Всего было четыре класса пилотов. "Четвероклассниками" выходили из училищ. Затем надо было 2-3 года отлетать в качестве второго пилота на небольшом "Ми-2", потом – после практического и теоретического экзамена – "ввестись командиром" на эту же машину. То же самое на машине следующего класса. И так далее. Класс вертолета определяется его массой и внутренним оборудованием. Не всем суждено стать командирами, иногда летчики так и сидят во вторых пилотах. Или не получается у них что-то, или просто не хотят: нагрузка огромная, а деньги почти те же.

Командир в ответе за все: за экипаж, груз и вертолет. В нынешних рыночных условиях ему приходится еще и переговоры с клиентами вести.

- Работаю я, допустим, в частной фирме. Прилетаю на Чукотку. A там кто-нибудь хочет арендовать вертолет. Конечно, я свяжусь с коммерческим директором, но для начала должен иметь представление: выгодно это предложение или нет. То есть надо знать, сколько стоит летный час, есть ли в том месте посадочная площадка. Нужно связаться с аэродромной службой: в наличии ли керосин, можно ли сесть – вдруг у них полосы ремонтируют, – растолковывает Владимир Михайлович.

В воздухе командир и второй пилот могут находиться не больше 7 часов в сутки – такова санитарная норма. Из-за грохота винта общаются они через переговорное устройство – наушники и микрофон. Управление вертолетом похоже на управление автомобилем, только вместо руля – ручка, вместо колес – главный и хвостовой роторы. А педали самые настоящие. Ими предотвращают вращение корпуса вертолета при взлете и посадке. На эти этапы полета, кстати, приходится основная работа пилота. Остальное время надо следить за приборами и погодой.

- На машине приходилось ездить подолгу? Вот это то же самое: монотонный пейзаж, урчание мотора. Сначала роскошные виды, красотища – все, конечно, захватывает. Потом привыкаешь. В болтанку попадаешь – ну, потряхивает – опять же как будто машина на кочку наскочила. Если не выспался – в сон клонит, – так неромантично описывает летчик небесные трудовые будни.

Когда болтанки нет и погода хорошая, можно включить автопилот. Погода ухудшилось – сразу возвращаются на ручное управление. Иногда тучу обходят, иногда приходится садиться, благо у вертолета есть такая возможность. Командир докладывает о своем решении диспетчеру, и экипаж пережидает грозу на земле.

Вертолет может провести в воздухе без дозаправки 3-4 часа, и за это время он покрывает 600-800 километров. Например, отвез пассажиров в Ярославль, дозаправился – и обратно.

Вертолет Владимира Михайловича прописан на аэродроме в Тушине, но много времени проводит вдали от Москвы.

- Хорошо попасть в заграничную командировку месяца на три-четыре. Например, тушить пожары в Греции, в Италии, – говорит Владимир Михайлович.

Однажды он летал в Aфины с целой эскадрильей из шести машин. Все жили в гостинице, а одна смена в ожидании пожара дежурила в аэропорту, ночуя в палатках.

Всегда найдется летчикам занятие на Севере. На Каспии приходится летать по буровым. На "Ми-8" возят оборудование для газовиков и нефтяников в Уренгой, Сургут. Развозят вахты, забрасывают в тайгу пищу, доставляют трубы на подвеске. Тяжеленные стойки для ЛЭП делят на 3-4 части и транспортируют их к месту монтажа. Потом эти стойки вертолетом и поднимают. Работа ювелирная, нужно много маневрировать. При маневре ось ротора наклоняется и может случиться так, что вертолет завалится набок. Начинается кружение по спирали с потерей высоты. Это патовая ситуация: если увеличить обороты ротора, вертолет точно перевернется; если уменьшить, то неизбежна потеря высоты, а ее запаса при монтаже нет. Опытные летчики поступают так: педалями усугубляет вращение и плавно убирает газ – вертолет постепенно выравнивается по крену и замедляет вращение. Когда корпус выровняли, можно добавлять обороты и работать дальше. Для монтажных работ пилоту нужно пройти курс с инструктором и получить допуск.

Есть работа для вертолетчиков и в Москве. Но мало. Средняя зарплата – 300 долларов в месяц. Столько получают, например, штатные летчики "Газпрома". Фирма, где работает Владимир Михайлович, одно время занималась развлечениями. Возила туристов на Селигер, свадьбы катала, устраивала экскурсии вокруг Москвы над кольцевой дорогой. Но сейчас этим никто не занимается: и вертолетов мало, и состоятельных клиентов недостаточно, чтобы делать бизнес.

А самый желанный клиент для пилота – олигарх. Молодых к такой службе не допускают, в личные летчики берут только самых опытных.

- Мне пришлось повозить почти всех наших олигархов. Год прослужил шеф-пилотом Михаила Ходорковского, – рассказывает Владимир Михайлович. – А вот Березовского – не успел. Платят они раза в три больше, чем обычно. Но хозяин может попасться капризный, а то и просто глупый. Летчик, например, отказывается лететь, потому что погодные условия не позволяют. А олигарх в гневе: "Да я тебя сейчас уволю!" Или ехидно спросит: "Тебе заплатить?"

Чего у летчика в избытке? Воспоминаний. Золото ностальгирует по Aнтарктиде:

- Очень красиво, когда вокруг снег. Небо сливается с землей, и мы выбрасываем дымовые шашки перед посадкой. Это нужно для ориентировки, иначе можно неверно определить расстояние и перевернуться. А один раз ко мне в кабину залезли пингвины. Посидели, нагадили и ушли, – мечтательно вспоминает Золото.

Галина Касьяникова

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter