В российском обществе долгое время профессия учителя была не слишком востребована. Все просто: зарплаты у учителей были небольшими, а нагрузка достаточно высокой. В итоге, молодежь редко шла работать в школу. Работали учителями в обычных школах в основном женщины среднего возраста, которые не смогли найти другую работу, ну или те, кто очень любил свою профессию.
Однако чтобы школа была эффективной, учителя все-таки должны относиться к среднему классу. Для этого нужно повышать им зарплаты. В мае 2012 года Владимир Путин, в третий раз избранный президентом страны, обещал поднять среднюю зарплату учителей до уровня средней зарплаты в регионе.
В Высшей школе экономики решили проверить, в каких регионах зарплата учителей соответствует этим критериям. Кроме того, они подсчитали, какой набор продуктов может купить учитель на свою зарплату в каждом регионе. На этой основе они создали своебразную классификацию регионов в зависимости от уровня жизни учителей.
Результаты довольно предсказуемы: лучше всего учителям живется в Москве и крупных нефтедобывающих регионах, а хуже всего — в дотационных регионах с депрессивной экономикой вроде Северной Осетии, Дагестана и Чечни.
В каких регионах учителям живется хорошо?
В основе классификации регионов ВШЭ лежат три показателя: зарплаты учителей по сравнению с общим уровнем зарплат, зарплаты учителей по сравнению со стоимостью корзины продуктов и услуг и доля фонда заработной платы учителей в общем уровне расходов бюджета. Эксперты использовали данные Росстата.
Кластер 1. Здесь средний уровень зарплат учителей практически равен среднему уровню зарплат в регионе. Однако купить на эти деньги много нельзя, так как цены в регионе достаточно высокие.
Соотношение зарплат учителей к бюджету местного правительства составляет 5%. Это также средний показатель по стране. Серьезно увеличить расходы бюджета сложно.
К этой группе относится 37 российских регионов. Обычно это регионы со средним уровнем развития экономики: Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Саратовская и другие области, а также Алтайский край, Башкортостан и другие.
Кластер 2. Зарплата учителей чуть выше средней по региону — 104%. Правда, ее покупательская способность довольно небольшая, опять же, из-за высоких цен.
Доля зарплат учителей в расходах местного бюджета составляет примерно 5%. В таких регионах зарплаты учителей достаточно высокие, а в бюджете недостаточно денег, чтобы их выплачивать.
К этой группе относятся 30 регионов, включая Санкт-Петербург, Ленинградскую, Самарскую и Московскую области.
Кластер 3. Здесь зарплаты учителей ниже, чем в среднем по региону. Однако и цены в этих регионах ниже. На свою зарплату учителя в этих регионах могут позволить себе примерно тот же набор ресурсов, что и учителя в регионах из первых двух кластеров.
Доля фонда оплаты труда учителей в местном бюджете здесь высока — порядка 8%. Таким регионам сложно выплачивать зарплату учителям на нужном уровне.
К этой группе относятся восемь регионов, включая Дагестан, Чечню, Северную Осетию, Республику Туву, Калмыкию и другие.
Кластер 4. Уровень зарплат учителей здесь выше, чем в среднем по экономике. Но при этом на них уходит всего 3% расходов бюджета. Фактически в этих регионах бюджеты легко справляются с оплатой труда учителей.
Учителя здесь могут позволить себе больший набор различных товаров и услуг, чем в других регионах, хотя цены здесь выше.
Сюда опять же входят 8 регионов с самыми высокими зарплатами в стране. Больше всего здесь регионов, специализирующихся на добыче нефти, — Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие. В эту же группу попала Москва.
Сюда также входят Чукотка и Магадан — из-за слишком сложных условий жизни здесь высокие зарплаты.
Почему зарплаты учителей должны быть высокими?
Уровень зарплат учителей влияет на уровень образования в регионе и, соответственно, на уровень развития экономики. По мере роста зарплат в образовательной сфере появляется более квалифицированный и способный персонал. Это повышает качество школьного образования, школьники с лучшей базой получают более качественное высшее образование и становятся более эффективными специалистами. Это инвестиции в будущее.
Именно зарплата привлекает учителей в школу. Кроме того, рост зарплат может удержать уже работающих в школе учителей от смены профессии.
Еще одно положительное последствие роста зарплат — это снижение коррупции. Обычно в сферах, где зарплаты низкие, у людей больше стимулов брать взятки. Рост зарплат может помочь справиться с коррупцией.
Правда, рост зарплат часто имеет и негативные последствия. В России многие учителя — это люди старшего возраста, часто пенсионеры. В случае если зарплаты растут, они не уходят на пенсию и продолжают работать. В итоге, молодые учителя просто не могут устроиться на работу. Кроме того, иногда зарплаты растут за счет сокращения других расходов, например, на техническое оснащение школ.