Иллюстрация: Miriam Ivanoff
Анатолий Комм первым открыл в Москве гастрономические рестораны. Сейчас их уже четыре, самые известные — «Грин» на Ленинградском и ресторан имени себя на Кутузовском. Нельзя сказать, что Комм заработал на этом много денег. Но прославился — это уж точно.
— У вас, кажется, самые дорогие рестораны в Москве.
— Я слышу это не в первый раз. Ничего подобного. Есть масса ресторанов дороже моих. И потом «роллс-ройс» — это тоже дорого, но дешевле такой автомобиль не приобрести.
— Вас, я думаю, считают снобом — вы же еще и не всех пускаете.
— В «Грин» всех пускаю, это шалман. Делайте что хотите, хоть глинтвейн из Petrus варите.
— Все же есть магия цен. Людям нравится, когда дорого.
— Сейчас другая крайность. Теперь все хотят экономить, получать скидки, покупать дешево. Опять мы подслушали западных разговоров и решили, что если будем кушать в «Макдоналдсе» или что подешевле, то это приблизит нас к аристократии.
— Ну я не в порядке критики. Тусовка любит, когда дорого. Кстати, мы тут разговаривали с Новиковым, для него знакомство со своими клиентами очень важно. Он знает тусовку, и тусовка ходит к нему. А у вас как?
— Вы бы стали ходить к гинекологу только потому, что он в тусовке, ходит на презентации, появляется в глянцевых журналах?
— Я же вам про Новикова, а вы про такие интимные вещи…
— Я вам
— Вы вовсю используете современные технологии в кулинарии, так называемую молекулярную кухню. Но по большому счету от нововведений жизнь лучше не стала. Помидоры стали круглый год, но зато невкусные.
— Вы имеете в виду кухню домашнюю. Они с кухней ресторанной будут расходиться все дальше и дальше. Стандартизация мира. Качество снижают для того, чтобы сделать его перманентным. Когда я читаю: «Ресторан Х,
— Хорошо хоть божоле стали пить тогда, когда надо.
— Франция заплатила много денег за пиар божоле в России. Можете не сомневаться. В каждом регионе Франции, Италии, Испании есть свой праздник молодого вина — их тысячи. Просто божоле производится в огромных количествах и стоит копейки — его нужно
— Понятно. Не любите вы божоле.
— Не люблю.
— Вы стараетесь создавать еду — произведение искусства. Нужно уметь это понимать?
— Очевидно, что человек, который в детстве ходил, допустим, в музыкальную школу и знает азы сольфеджио, придя в консерваторию, будет получать удовольствие неизмеримо большее, чем человек, который такими знаниями не обладает.
— Но начального образования в еде ни у кого в этой стране, наверное, нет?
— Да, у нас с этим большие проблемы. А все потому, что у нас нет основы, сельского хозяйства. Да, у нас была в свое время наша собственная совковая гастрономическая культура…
— Та, что отражена в сталинской «Книге о вкусной и здоровой пище»?
— Боже упаси, это не культура, а эрзац, прописанный сверху. Эта культура появилась тогда, когда в конце
— У вас тоже были эти шесть соток?
— На даче я не жил, но мне любовь готовить прививала бабушка, у нее, в свою очередь, была своя бабушка, которой принадлежали под Курском огромные земли, и она, будучи еще маленькой девочкой, все это прекрасно помнила. И я сколько себя помню, мне больше нравилось играться с бабушкой на кухне, чем в песочнице. А может быть, это вопрос тактильный тоже: в муке играться приятнее, чем в земле.
— И чем она вас кормила?
— Если человек талантлив, то даже бутерброд он сделает вам вкуснее, чем кто бы то ни было, или по крайней мере это будет under sign. Хорошие шефы — они все узнаваемы. Неважно, на какой спектакль вы ко мне пришли, на зимний или на летний, но если вы у меня хотя бы один раз поели, я вам гарантирую, что потом в любое время с закрытыми глазами вы скажете: это Комм. Я набираю много молодых ребят, учу, техника у наших ребят после ПТУ вполне нормальная, они быстро и качественно режут продукт, а не собственные пальцы. Единственное их отличие от сверстников во Франции или Испании — это отсутствие гордости за собственную землю.
— Значит, вы хотите готовить именно русскую еду?
— Вот я сейчас создал спектакль, он будет готов в октябре месяце полностью.
— Сколько спектаклей в сезон вы ставите?
— Вообще два, но со следующего сезона будет один.
— Спектакль предполагает определенное количество блюд на один обед — и все? Без меню?
— Без.
— Сколько блюд в вашем спектакле?
— По-разному. В последнем, кажется, была 21 подача.
— И после спектакля у человека возникнет некая эмоция? Могут быть комедии, мелодрамы?
— Вы в этом можете даже не сомневаться. Мы же мозг царапаем. Самые частые сравнения — это секс и наркотики.
— В какой компании нужно предаваться вашему искусству?
— Представьте себе, в какой компании вы пойдете смотреть Модильяни? Можно прийти с подругой, можно с парой людей разбирающихся, а можно с компанией, с которой потом направишься в ночной клуб. Но в третьем случае не исключено, что
— Приходят к вам такие компании?
— Конечно. Только мы их даже не пускаем за стол.
— Вы так разборчивы и капризны, что вряд ли это выгодный бизнес.
— А это вообще не бизнес. Слава богу, не убыточен, но говорить об этом как о бизнесе не приходится. Это фундаментальная наука, помноженная с искусством, это моя лаборатория. Но мир настолько становится глобализированным, стандартизированным, что тебе приходится тоже открывать простые форматы, потому что ты тоже хочешь хлеба с маслом, грубо говоря. В принципе везде все так построено. Все дома моды шьют кутюрные коллекции, и каждая из них стоит порядка 20 миллионов евро, которые не вернутся никогда. Но те лекала, которые потом технологи смогут переложить на промышленное производство, — это уйдет в прет-а-порте. Еще более простые вещи отошьются вторыми линиями типа Armani Jeans и тому подобное. А в конце, вернее, в начале этой пирамиды лежат аксессуары и парфюм — то, что приносит основные деньги.
— У вас есть прет-а-порте, но духов, то есть закусочных с пирожками, еще нет.
— Нет. И не будет. А может, и будет. Не могу загадывать. Но я этим в одной связке очень активно пользуюсь. Те наработки, которые рождаются, расписываются на жесткую технологию и отдаются поварам. И это реально повышает уровень качества еды.
— А каковы ваши амбиции сейчас?
— Задача очень простая: сделать первый русский гастрономический ресторан. «Анатолий Комм» нельзя назвать русским, я все равно использую много французских продуктов, испанских.
— А вы хотите из русского сельского хозяйства?
— Конечно. Никогда бы не было Большого театра, если бы не было Чайковского и Глинки.
— И Григоровича и Плисецкой.
— Нет, Плисецкая — это уже шеф-повар, а Чайковский — это продукты.
— У вас же был еще европейский ресторан в Женеве, пока вы его не продали. Даже звездочки, кажется, были?
— Он был упомянут в «Мишлене», причем через три месяца после открытия. Сейчас говорю наглую вещь, но я могу это доказать: я value три звезды at least.
— Ну вы дерзкий! И самоуверенный. По России «Мишлен» не ездит, к сожалению.
— Мне это неважно. Я буду считать свою миссию выполненной, когда любой иностранец, собирающийся в Москву, будет включать в свою культурную программу наряду с посещением Большого театра и Третьяковки ресторан «Анатолий Комм». Он, правда, будет
— Как?
— «Варвары».
— Потянет на три звезды?
— У «Мишлена» столько звезд нет.
— А варвары — это мы?
— Это мой укол Европе. Они же на самом деле нас за варваров держат.
— Правильно. Уж колоть — так всю Европу. А чего нам, русским людям, стесняться?
— Знаете как будет начинаться русский обед? С каравая, только крошечного и со вкусом черного хлеба, с нерафинированным маслом и солью. Как в детстве.