Фотография: ИТАР-ТАСС
В то время как в Москве оппозиция маршировала по Якиманке, в воскресенье, 6 мая, французы выбирали нового президента. Во втором туре победил кандидат от Социалистической партии Франсуа Олланд, которому удалось обойти Николя Саркози и завоевать симпатии 51,67% французов.
Олланду (полное имя которого Франсуа Жерар Жорж Николя Олланд) — 58 лет, 38 из которых он занимается политикой.
В отличие от Саркози, Олланд относится если не к любимчикам судьбы, то по крайней мере к тем, кто всегда идет в первых рядах, причем по весьма ровной и спокойной дороге: сначала он закончил лицей «Пастер» в Нейи-сюр-Сен, затем — факультет права, Высшую школу коммерции и Институт политических наук в Париже. В 1979 году он вступил в Социалистическую партию, положив начало своей более чем успешной политической карьере. У Олланда нет министерского опыта, но он политик со стажем. На протяжении одиннадцати лет он был первым секретарем Социалистической партии, в течение семи лет — мэром города Тюль.
В отличие от выбывшего из соревнования до начала президентской гонки Доминика Стросс-Кана, Олланд ни в каких скандальных историях не замечен. Самой страшной тайной второго президента-социалиста в истории Пятой республики были его отношения с Сеголен Руаяль, уступившей Николя Саркози на выборах 2007 года. Впрочем, Олланда никто не упрекает в симпатии к этой пусть не самой политически одаренной, но весьма привлекательной женщине, с которой у них родилось четверо детей. Отношения эти все же закончились: с 2006 года Олланд встречается с журналисткой Валери Триерлер, но узаконивать отношения с подругой пока не торопится.
Олланда часто (и небезосновательно) упрекают в том, что ему не хватает харизмы. Он и правда напоминает добродушного школьного учителя, говорит спокойно и как-то округло, как будто ополаскивает в раковине чайный сервиз. Во время его предвыборной кампании сторонники Доминика Стросс-Кана нередко говорили, что проштрафившийся бывший глава МВФ был бы куда более удачной кандидатурой на пост президента страны, чем «смешной и даже нелепый» Олланд. Но, кажется, французы порядком устали от харизматичных лидеров и предпочитают уравновешенного, путь и скучноватого Олланда. Хотя ответ на вопрос: «Чем Олланд смог привлечь избирателей?» кроется явно в его предвыборной программе, а никак не в характере. Новоиспеченный президент явно не относится к числу тех, кто ведет за собой людей одним взмахом руки, зато он обещает создать новые рабочие места, построить социальное жилье и студенческие общежития, увеличить пособие по безработице и минимальную заработную плату, вывести войска из Афганистана и вернуть планку пенсионного возраста на отметку 60 лет.
Время покажет, сдержит ли Олланд свои предвыборные обещания, ведь их выполнение может стать делом весьма затратным для сильно похудевшей за последние годы французской казны. Канцлер Германии Ангела Меркель, до последнего поддерживавшая своего давнего соратника Николя Саркози, на социальные проекты Олланда смотрит более чем скептически. Пообещав встретить Олланда в Берлине с широко распростертыми объятиями, она тем не менее не станет пересматривать Бюджетный пакт Евросоюза, призванный усилить дисциплину и предполагающий ввод санкций против стран, где дефицит бюджета будет превышать три процента.