Иллюстрация: Matthew Hollister
В нашей жизни становится, как известно, все больше предметов: умные люди нет-нет да и придумают какие-нибудь дезодоранты для собак, и вот уже от них нет никакого спасения. Другие предметы, наоборот, исчезают с нашего горизонта, как это произошло с прялками, промокашками и командировочными удостоверениями. Но самое интересное происходит с вещами, которые остаются в нашем окружении, выглядят
Фотографии на протяжении последнего века постепенно менялись, из картонок они стали тонкими бумажками, поначалу еще на памяти наших родителей с зубчатым краем, чтобы сохранять свою отдельность в агрессивном мире вещей. Позже для этой цели им уже понадобились особые рамки. Но все-таки в рамках фотографии удержать не удалось. Сначала посыпались миллиарды листочков 9×12 из лаборатории Kodak, которые всякий раз было неизвестно куда девать, а теперешние дигитальные фотографии существуют уже чаще всего вовсе без бумажного носителя. Можно сказать, что они перешли из твердого состояния в жидкое, недаром мы их заливаем на экран компьютера или мобильного телефона.
Другой предмет, который уже давно стал жидким, это, конечно, письмо: за этим словом мы все реже и реже представляем себе надушенный конверт, поскольку реальные бумажные письма мы в последнее время получаем разве что из налоговой. Письмо это теперь не предмет, а процесс.
Новые письма жидковаты еще и потому, что сохранять их, чтобы потом перечитывать, становится все труднее. Сильно влюбленные могут пытаться хранить любовные электронные послания, но с любовными SMS это уже вряд ли возможно: приходится любить в режиме реального времени.
Точно так же и жидкие фотографии не могут стоять на месте. Нам кажется, что их просто лень печатать, но на самом деле мы неспособны это сделать, как неспособны удержать жидкость в горсти. Современные любительские фотографии делаются в 90% случаев лишь для того, чтобы их тут же показать самим героям съемки (и этим ограничиться) или же вылить фото в компьютер и куда-нибудь плеснуть их позднее. Каждый из нас получает по электронной почте тонны фотографий с
Я, кстати, не думаю, что это моя личная паранойя: сейчас действительно стало вполне возможно посылать знакомым фотографии, на которых они получились плохо, и это не считается ни оскорблением, ни даже бестактностью. Подразумевается, что,
У дигитальных фото, которые плодятся при помощи пальца (пока он не занемеет), нет выдержки ни в каком смысле этого слова. Подобно молодому вину, они не отстаивались, не фильтровались, они весело бродят и совершенно не подходят для трагических обстоятельств, которые нужно снимать
Когда фотография еще была «карточкой», она была уникальна, потому что делал ее профессионал в ателье. Постепенно это дело освоили сами граждане и фото вышло в тираж. Но дигитальная фотография парадоксальным образом опять стала уникальной или, лучше сказать, одноразовой. Автор видит ее однажды на экране камеры. Получатель тоже однажды, на экране компьютера (и решает не сохранять, так как весит она четыре мегабайта). Все это говорит о нашей безусловной убежденности в том, что реальность зафиксировать,