Фотография: РИА «Новости»
1. Агитпоезд «Октябрьская революция». Сформирован в апреле 1919 года. Состоял из 17 вагонов, раскрашенных художниками-конструктивистами. Экипаж поезда возглавлял «всесоюзный староста» М.И.Калинин. В местах остановок устраивались митинги, киносеансы и концерты. На борту имелась даже собственная типография, которая выпускала газету «К победе!», и бюро жалоб, в котором принимали рабочих и крестьян, недовольных новой властью. Агитпоезд проработал четыре года: с 1919-го по 1923-й. За это время он совершил 12 рейсов, в основном по прифронтовым районам.
2. Табличка «Без рукопожатий». Результат пандемии испанки — вируса гриппа, накрывшего мир в 1918 году. Одним из путей распространения инфекции стали обычные рукопожатия, поэтому в отдельных штатах Америки рукопожатия были запрещены законодательно. В странах же Европы (включая и Россию) с ними сражались при помощи пропаганды, организовывая общественные движения с названиями вроде «Долой рукопожатия» или «Союз упрощения приветствий». Они распространяли по учреждениям плакаты и таблички «Без рукопожатий» и проводили разъяснительные беседы с массами. В СССР отучать от рукопожатий продолжали и после того, как пандемия закончилась: еще в тридцатые годы в присутственных местах висели плакаты с написанным Маяковским в 1929 году воззванием: «Долой рукопожатия! Без рукопожатий встречайте друг друга и провожайте!»
3. Электрические лампочки. Впервые появились на поездах российских железных дорог в 1887 году. В каждом вагоне устанавливали отдельную динамо-машину и аккумуляторную батарею. Оборудование стоило дорого, поэтому им снабжали только вагоны первого класса на курьерских поездах. Пассажиры, ехавшие во втором или третьем классе, довольствовались газовым или керосиновым освещением. К началу XX века поезда стали оснащать единой системой электроснабжения: динамо-машину, батареи и паровой двигатель с котлом размещали в отдельном вагоне.
4. Портрет Ленина. Сделан 16 октября 1918 года знаменитым русским фоторепортером Петром Адольфовичем Оцупом, бывшим корреспондентом «Огонька», «Нивы» и «Солнца России». С 1918 по 1935 год Оцуп был официальным кремлевским фотографом и руководил фотостудиями ВЦСПС и ВЦИК. Сделанные им снимки Ленина входят в число самых известных изображений вождя русской революции: их печатали на деньгах, плакатах, марках и открытках.
5. Папаха. Традиционный головной убор казачьих войск. До революции никакой регламентации по поводу того, какие папахи какими войсками должны носиться, не было, все решали мода и личные вкусы казаков. Кавказские казаки, например, любили мохнатые папахи из длинношерстной овчины, как у горских джигитов; степняки, напротив, предпочитали невысокие папахи из гладкого каракуля — позже такой фасон получил название «кубанка». После революции все некоторое время шло по-прежнему: папахи носили как красные, так и белые. Когда Гражданская война завершилась, папахи перестали входить в состав военной униформы. Вернулись они только во время Великой Отечественной войны — тогда право носить папахи получили генералы и полковники Советской армии.
6. Гнутоклееный стул. Усовершенствованная версия венского стула, придумана финским архитектором Алваром Аалто в начале XX века. В этой версии спинка делалась не из гнутых буковых прутьев, как у традиционных венских стульев, а из нескольких слоев проклеенного между собой шпона. Гнутоклееные детали были дешевле и удобнее в производстве, чем детали из гнутого массива дерева, поэтому такие стулья стали самыми распространенными во всем мире, до тех пор пока им на смену не пришли еще более дешевые пластиковые.
7. Агитфаянс. Производство фарфоровой посуды, украшенной революционными лозунгами, началось на Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе в Петрограде в 1918 году. Команду художников, создававших революционные кубофутуристские эскизы для росписи тарелок и чашек, возглавил мирискусник Сергей Чехонин. Фарфоровая посуда ручной работы, созданная по этим эскизам, шла в основном на экспорт. Рабочие, питавшиеся в советских столовых, ели из простых фаянсовых сервизов, которые, тем не менее, тоже были агитационными. Бортики тарелок были украшены штампами-виньетками с девизами «Даешь новый быт!», «Общественное питание — путь к новому быту», «Кто не работает — тот не ест» и т.д.