фотография: Howard Sochurek/Getty/Fotobank 1. Самолет. Реактивный лайнер Ту-104 совершил свой первый регулярный рейс 15 сентября 1956 года. Его путь лежал в Иркутск. Полет с промежуточной посадкой в Омске длился 7 часов 10 мин. На старых поршневых самолетах такой рейс занимал в три раза больше времени. В том же году реактивные самолеты начали летать по направлениям Москва — Тбилиси, Москва — Ташкент и Москва — Хабаровск. Поначалу салоны Ту-104 были рассчитаны на 50 пассажиров, позже вместимость увеличили до 70 человек (Ту-104А), а затем до 100 (Ту-104Б). 2. Полки для ручной клади. Первым отечественным самолетом с закрытыми багажными полками в салоне был Ил-62М-200, который начал эксплуатироваться в середине семидесятых годов. До этого ручную кладь и верхнюю одежду складывали на открытые полки, сделанные из веревочной сетки, натянутой на металлическую раму. Предполагалось, что сетчатые полки безопаснее, чем цельные, потому что с них вещам труднее соскользнуть во время крутого виража. 3. Занавески. При разработке салона Ту-104 дизайнеры придерживались мнения, что более домашняя обстановка в салоне поможет пассажирам расслабиться и не бояться полета. Поэтому интерьер лайнера оформляли примерно так же, как жилые сталинские дома: стены отделывали деревянными панелями под орех, иллюминаторы помимо солнцезащитных шторок занавешивали тканевыми портьерами, светильники украшали «золотой» фурнитурой. Но это касалось только самых первых самолетов: уже в начале шестидесятых от излишнего украшательства салонов решили отказаться. 4. Широкий отложной воротник. Одна из главных примет придуманного Кристианом Диором стиля New Look. Как правило, такие воротники были съемными, за что их особенно любили небогатые советские модницы: из одного платья и нескольких воротничков разного цвета и фасона можно было составить целый гардероб. В женских журналах пятидесятых годов часто публиковались выкройки разных воротников и схемы вышивок, которыми их можно было украсить. 5. Стрижка «теннис». Относительно пышные волосы на макушке и темени и очень короткие на висках и затылке. Эта прическа вошла в моду еще в начале XX века. В СССР уступала по популярности только «боксу» и «полубоксу» — да и то в основном потому, что стоила дороже, так как оплачивалась по «модельному» тарифу. 6. Пассажиры. Для советского человека полет на самолете был чрезвычайно редким событием. Многие люди за всю жизнь так ни разу и не поднимались в воздух. Чаще всего авиасообщением пользовались за счет государства: раз в год бесплатные билеты на южные курорты полагались, например, жителям Крайнего Севера. Продажей авиабилетов занималось Центральное агентство воздушных сообщений, главный офис которого находился в гостинице «Метрополь». В пятидесятые годы на территории Москвы работало несколько подчиненных агентству авиакасс. Самая известная находилась в доме №17 по улице Горького. В аэропорт пассажиров доставляли на автобусе как раз агентства. Все рейсы, на которых летали Ту-104, отправлялись из Внуково. 7. Сигарета. Возможность курить в салоне сохранялась довольно долго — в «Аэрофлоте», например, ее запретили только в 2002 году. Сегодня курение строго запрещено на рейсах практически всех авиакомпаний мира. Пару лет назад немецкий бизнесмен Александер Шоппманн объявлял о том, что собирается открыть специальную авиакомпанию для курящих, но этого так и не произошло. И неудивительно: основной причиной введения запретов была не забота о здоровье пассажиров, а желание авиакомпаний сэкономить — выяснилось, что из-за табачного дыма очень быстро засорялись системы кондиционирования воздуха и аварийного жизнеобеспечения. В «некурящих» самолетах их приходится чистить в несколько раз реже, чем в тех, где пассажирам разрешали курить. Но даже в те времена, когда курить на борту самолетов разрешалось, это касалось только сигарет и папирос, а сигары и трубки всегда были под запретом — как более пожароопасные.