Фотография:Henri Cartier-Bresson/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
1. Дворцовая площадь. В течение 20 лет (до 1944-го) площадь носила имя Моисея Соломоновича Урицкого — председателя Петроградской ЧК, убитого здесь в 1918 году поэтом Леонидом Каннегисером. 22-летний убийца пытался бежать с места преступления на велосипеде. Убийство положило начало красному террору.
2. Автобус ЛАЗ-697 «Турист» с 1958 года строили на Львовском автобусном заводе по чертежам Всесоюзного автобусного КБ (ВКЭИавтобуспром). Эта модель отличалась от прочих комфортом: наличием регулируемых сидений, плафонов индивидуального освещения, сеток для газет. Кроме того, у «Туриста» был гидропривод сцепления, раздвижной люк на крыше, багажник под полом, калориферное отопление и пепельницы у каждого сидения.
3. Ленин с красным бантом и транспарант — хрестоматийный набор праздничного украшения города. Тотальное присутствие наглядной агитации в жизни советского человека в 1972 году вдохновило художников Комара и Меламида на создание стиля соц-арт.
4. Парик. Вожделенный синтетический аксессуар модницам привозили из-за границы. Наиболее роскошными считались огненно-рыжий и пепельный цвета.
Если парика под рукой не было, в ход шли бигуди и начес. Главное — на волосах средней длины создать объем, уложить четкие локоны и стать похожей на героиню Брижитт Бардо из фильма «Бабетта идет на войну».
5. Манекенщица. Престижная, но не совсем советская профессия в отечественной номенклатуре именовалась «демонстратор одежды». На сеансах в Домах моды и универмагах, куда приходили обычные зрители, модель ходила по «языку» долго и медленно, чтобы все успели зарисовать фасон — при этом движению девушек никто не обучал, и обувь для показа если и выдавали, то одну-две пары на всех. Работа демонстратора считалась идеологической — важным в ней было не только умение подать одежду, но и соответствие «моральному облику».
6. Болеро — небольшая круглая шляпка с загнутыми вверх полями наподобие тех, что носила Жаклин Кеннеди, а также вариации шляпы монтера из традиционного костюма тореадоров — аксессуар, придающий образу одновременно романтичность и детскость, которые особенно ценились в 70-х.
7. Стрелки. Образ большеглазой хрупкой Лолиты к середине 70-х мутировал в «роковой» извод: глаза выделяли при помощи накладных ресниц, подводки и теней во все веко. В отсутствие косметики для рисования стрелок в ход шли химические карандаши и тушь для черчения.
8. Пальто прямого кроя, двубортное, с английским закругленным или острым воротником, равно как и расклешенное, с пышными рукавами на широких манжетах, крупными пуговицами и навесными петлями, да еще и накладными карманами, в магазинах, как правило, не продавались. Их шили на заказ в многочисленных ателье. Работа без учета ткани стоила от 5 до 25 р. в зависимости от класса мастера.
9. Мини-юбка придумана в середине 60-х англичанкой Мэри Квэнт. Название имеет прямое отношение к Mini-Cooper: для рекламы автомобиль распространяли среди музыкантов и моделей, и когда он достался Мэри, то она придумала в его честь удобную экстремальную юбку. Мэри Квэнт изобрела также микромини, короткие перчатки, разноцветные пластиковые дождевики и получила из рук королевы орден Британской Империи за вклад в развитие моды. В Великобритании популярность мини объясняли тем, что короткие юбки из-за своей длины попадали в раздел детской одежды, которая в те времена не облагалась налогами с продаж. В СССР начала 70-х мини стала нормой для женщин любой комплекции, разных возрастов, а в обществе начался культ красивых ног.
10. Сапоги-чулки. Главный хит начала 70-х — натянутые плотно по ноге почти до колена сапоги на молнии, а лучше лакированные — носили и зимой и летом.
Обязательными были массивные каблуки и платформы, достигающие 12 см. Ведущие свою историю от древнегреческих котурн платформы считались обувью бунтарской и, как и джинсы, ратующей за унисекс.