Фотография: неизвестный автор, из личного архива С. Н. Бурасовского
1. Зал для занятий гимнастикой Мариинского института благородных девиц в Нижнем Новгороде на улице Минина, 28 (бывшей Жуковской). Институт, названный в честь великой княгини Марии Александровны (будущей императрицы, супруги Александра II), основан в 1841 году. Там, где учились дети обедневших дворян, сегодня расположился третий корпус Нижегородского технического университета.
2. Белый воротник — часть общей дисциплины: носить белое — значит быть опрятной каждый день. Белые перчатки, манжеты (которыми, правда, разрешали пользоваться на уроках как промокашкой), передники, пелерины — все должно было быть с иголочки. За этим следила «бельевая дама». При поступлении каждой воспитаннице присваивали номер, по которому она на протяжении семи лет обучения искала в прачечной свое белье. Для поддержания формы одежду каждый вечер своеобразно утюжили: сначала сбрызгивали водой, потом аккуратно раскладывали, зажимая тюфяками.
3. Гимнастика «Сокол». Придумана чехами М.Тыр-шем и И.Фигнером как важный элемент патриотического воспитания: подразумевалось, что на основе этой гимнастики воссоединятся все славянские народы. «Соколы» называли друг друга братьями, вместо приветствия говорили «Наздар!» и вели активную эмиссарскую работу в России. От популярных немецкой и шведской систем сокольская отличалась упором на красоту, а не на количество выполняемых упражнений. Считалось, что синхронность воспитывает чувство командности и сплоченности. Бегать и прыгать институткам не дозволялось, так что гимнастика была для них настоящим спасением. Кульминация занятий — построение живой пирамиды под руководством классной дамы — особенно впечатляла публику на воскресных открытых уроках. В Чехии общество «Сокол» было запрещено в 1968-м и возродилось в 1990-е годы — сейчас в его составе 186 000 человек. На отечественных патриотических сайтах сокольскую гимнастику продвигают как душеполезную замену фитнесу.
4. Хлопчатобумажное платье для гимнастики — более легкое, чем каждодневное камлотовое. Синие, зеленые, кофейные — в некоторых училищах красные и серо-голубые — спортивные платья от учебной формы отличались длиной рукава (по локоть) и подола (по колено). В таком наряде удобнее прыгать через козла и ловить булавы, но институтки все равно часто жаловались: то воротник высок, то панталоны узки и длинны, то чулки толсты. Утягивающий талию пояс напоминал ее владелице, что девушка и во время гимнастики остается девушкой.
5. Обруч-снежинка. Упражнения с предметом относятся ко второй группе гимнастики «Сокол», так называемым снарядовым упражнениям. После ходьбы, хороводов или танцев девушки брали в руки флажки, булавы, ленты, скакалки и продолжали двигаться. Эстетически несовершенные упражнения и позы исключались. Со временем занятия стали проходить под музыку. Считается, что из этих занятий выросла художественная гимнастика.
6. Институтки изучали невообразимое количество предметов. Помимо официальной 12-бальной шкалы оценок существовала еще и негласная табель о рангах, делившая девиц на парфеток (от франц. parfaite — безукоризненная) и мовишек (от франц. mauvaise — плохая).
7. Платок — атрибут для занятий гимнастикой и кулинарией. При поступлении девочек брили наголо, потом они носили чуть отросшие волосы — «гребенку», затем — косы, у всех на один лад. Яркие ленты дозволялись лишь в день именин и по праздникам.
8. «Прюнельки». Плоские черные туфли с резинкой, сшитые из популярного в конце XIX века тонкого материала — прюнеля, — походили на современные чешки. Иногда на гимнастические занятия воспитанницам разрешалось носить также узкие по ноге ботиночки, в которых вместо шнурков использовали шелковые ленты.