Фотография: Carl De Keyzer/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
1. Авоська. По легенде, первым так назвал матерчатую сумку, всегда на всякий случай припрятанную в кармане советского гражданина, Аркадий Райкин. Авоськи покупали в «Хозтоварах» и шили на дому, они могли быть хлопчатобумажными, болоньевыми или брезентовыми; главное — складными и вместительными.
2. Олимпийка. Куртка от спортивного костюма, как и сам костюм, приобреталась у фарцовщиков или у военнослужащих из ограниченных контингентов советских войск — в Польше, ГДР, Венгрии, Чехословакии и Афганистане. Другое название олимпийки — мастерка — от «мастер спорта».
3. Стрижка «под Серова». Александр Серов — «русский Том Джонс» — стал героем грез миллионов женщин и мужчин после премьеры видеоклипа «Мадонна» в передаче «До и после полуночи» в 1987 году. С тех самых пор стрижка а-ля Серов — копна волос до плеч с аккуратно подстриженными висками — не выходит из моды.
4. Казанский вокзал. Построен по проекту академика архитектуры А.В.Щусева в 1911—1913 годах. Сайт вокзала сообщает, что ежесуточно более 70 пар поездов дальнего следования и около 200 пар электричек приходят-уходят на Казанский.
5. Кооператив. Это слово вошло в обиход в 1987-м в связи с выходом законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» и «О кооперации». Самый известный кооператор страны Артем Тарасов в 1989 году в эфире программы «Взгляд» объявил, что зарабатывает 3 млн рублей в месяц и платит 90 тысяч рублей партвзносов, притом что средняя заработная плата в стране составляла 180 р.
6. Размещение в квартирах москвичей. Обходилось командированным в 3—7 рублей, номер в кооперативной гостинице — на 10 рублей дороже.
7. Неоновая вывеска. Все вывески в советской Москве размещало «Мосгороформление», у которого в подчинении находились такие разные учреждения, как ленинградская фабрика «Газосвет» и 236-я школа Свердловского района г. Москвы, ученики которой проходили практику в комбинате художественно-оформительских работ.
8. Такси. Счетчик, установленный в каждой машине, оценивал 1 километр в 20 копеек, например, дорога от метро «Университет» до Казанского вокзала стоила не меньше трешки.
9. Городская навигация. Как и вся остальная жизнь в СССР, подчинялась ГОСТам. Дорожные знаки регламентировала особая международная конвенция и отечественный стандарт 10 807. Руководила процессом разработки Ирина Викторовна Головченко.
10. Стройка. Теперь по адресу Орликов переулок, 5, строение 3 — здание ГУТА-банка.
11. Бензин. В 1989 году нефть продавалась по $13 за баррель. На внутреннем рынке литр бензина Аи-92 стоил около 40 копеек.
12. Фотография с пингвином. На площади Трех Вокзалов в конце перестройки организовался настоящий паноптикум: детей фотографировали рядом с чучелами пингвинов, крокодила и даже страуса. Цена вопроса — 5 рублей.
13. Императорский пингвин. Прежде чем стать чучелом, императорский пингвин ведет насыщенную жизнь: плавает со скоростью 36 км/ч, ныряет на глубину 500 метров, а для спаривания ждет, когда температура воздуха опустится ниже 50 градусов и ветер наберет силу до 200 км/ч.