Посещать фокус-группы меня надоумила подруга Яна. Оплата участия зависит от козырности собравшихся. Если сумеешь убедить проводящее исследование агентство, что у тебя средний доход от двух тысяч долларов в месяц, то попадешь в дорогую фокус-группу, которую устраивает BMW, например, или «Дон-Строй». За то, чтобы отвечать на каверзные вопросы, как будто ты их потенциальный покупатель, заплатят до 150 долларов. А если ты студент, то придешь на фокус-группу пива – дадут рублей 600 от силы. Но, сами понимаете, если часто ходить, то на жизнь хватает. Яна фокус-группами прежде зарабатывала.
Меня отправили на фокус-группу одной авиакомпании за 2 000 р. Вот условия успешного участия: надо быть старше 25 лет, доход иметь около 1 000 долларов, часто летать туда-сюда самолетом и владеть английским языком. И ни в коем случае нельзя, чтобы вы сами или ваши родственники работали по следующим специальностям: журналистика, реклама, маркетинг. В общем, я подходила идеально, кроме тех недоразумений, что мне 23 и я журналист. Чтобы не огорчать сотрудников компании, которая проводила собрание, я решила назваться 25-летним ассистентом директора по персоналу и наврала, что недавно летела из Питера в Москву.
Пришла я, опоздав всего минут на пять (вместо обычных 20), но все другие участники уже собрались. И все поголовно в черном, я же в оранжевых колготках и бежевых гетрах. Сразу приглядела пару молодых перспективных мужчин, стала манерничать, но никто не шелохнулся. Перед столом, за которым мы заполняли анкеты, находилась зеркальная стена. Я думаю: «Вот дураки! Из-за стены ведь за нами наблюдают!» И давай туда улыбаться. Тут бросаю взгляд на стол, а там лежит целая кипа «Большого города». Я сразу так взволновалась, решила: «Что это они тут, издеваются надо мной? Уличить меня во лжи хотят?» Сразу игривость с меня спала. И нас повели в комнату с целой зеркальной стеной. Я, чтобы хоть чем-то себя занять, села у этой стены и всю фокус-группу устраивала для скрытых от наших глаз сотрудников исследовательской компании различные бонусы: перемахивала ногу на ногу, кокетливо приподнимала таз, подмигивала.
Ведущий предложил всем представиться, кратко рассказать о себе. И началось: «Петр, 45 лет, руководитель инвестиционного направления, женат», «Игорь, 28 лет, логистика, женат, двое детей». Как до меня очередь дошла, я и выпалила: «Ольга, не замужем в свои 25, люблю путешествовать...» Среди собравшихся пробежало нездоровое волнение, как если бы я сморозила что-то типа «Обожаю секс».
Сам разговор выходил не очень интересным. Нас заставляли обсуждать, с какими марками автомобилей ассоциируется та или иная авиакомпания. Вот, например, «Аэрофлот» – это «Волга», «Люфганза» – «мерседес», а «Сибирь» – типа «Нива», «исконный джип», как выразился мой неулыбчивый сосед-альбинос.
А потом сказали в колонку записывать названия: «Пулковские авиалинии». Я переспрашиваю: «Какие? Булковские?» Меня все поправляют: «Пулковские! Пулково!» Тут я, усугубляя свое положение, говорю: «Хм-м... где это Пулково, в Подмосковье, что ли...» – «Да нет же! Это под Питером!» Я даже на время приумолкла от смущения и от своего невежества. Но вообще я на вопросы ведущего рьяней всех отвечала, у меня про все было мнение. Он даже занервничал: «Ольга, спасибо, но давайте послушаем, что думает Алексей». Перешли к обсуждению возможных брендов авиакомпании, например, NRG. «Кажется, уже есть такой журнал». Говорю – не реагируют! Один, правда, пробубнил: «Это типа XTC». «А это – энергетический напиток такой, если кто не знает», – кричу. Надо же было как-то за Пулково отыграться.
Все два часа я волновалась, что меня прогонят, не заплатив, но такого не случилось. Всем дали по конверту на выходе. Расходились молча. Одна я в гробовой тишине в лифте вскрыла свой конверт и специально вслух говорю: «Вот! Две тысячи рублей, как обещали!» Ну специально, чтобы ребята не волновались. На этом театр абсурда и закончился.