Намеченные на День России митинги пройдут уже по новым правилам и с новыми штрафами за нарушения порядка. Владимир Путин подписал поправки в закон «О митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и в Кодекс об административных правонарушениях, позволяющие законно разорять участников протестных акций и направлять их на обязательные работы. Владимир Путин, его помощники и другие защитники драконовских штрафов постоянно подчеркивают, что всего лишь приводят отечественное законодательство к европейским правовым нормам, которые сурово карают за нарушение порядка на митингах.
В доказательство своей правоты президентская администрация даже вывесила таблицу штрафов за нарушения порядка на демонстрациях.
Демонстрантам намекают: хотите европейских (американских) свобод — платите по западным стандартам. Действительно, на первый взгляд даже новые российские штрафы могут показаться на фоне европейских наказаний гуманными. Но только на первый взгляд.
Многие авторитетные правоведы, в частности профессор конституционного права ВШЭ Илья Шаблинский, утверждают, что авторы и исполнители поправок (а с их подачи и сам президент) либо не разобрались в разнице между уголовным и административным правом, либо лукавят. По его словам, только в Великобритании есть административный штраф за нарушение порядка на массовых акциях, сопоставимый с новым российским в 2 000 фунтов стерлингов (немногим более 100 тысяч рублей), в Италии и Германии он не превышает 413 и 500 евро соответственно. Предположим, уважаемый профессор, на которого ссылались многие журналисты, ошибся. Позволю себе сравнить данные кремлевской таблицы, где речь идет о санкциях за административные правонарушения, с французским законодательством, которое мне больше знакомо.
Авторы справки настаивают, что за организацию несанкционированной акции или за воспрепятствование проходу и проезду во Франции можно поплатиться шестимесячным заключением или штрафом в 7 500 евро — те же самые 300 тысяч, что в России. Действительно, такое наказание есть. Однако оно предусмотрено для организаторов акций, которые не подали заявку, или для запрещенных акций. Кроме того это наказание Уголовного кодекса Франции (Code Pénal), а именно статьи 431-9.
Участники несанкционированной акции несут наказание только в случае, если они не прекратили митинг или шествие после неоднократных предупреждений полиции, это статья 431-4 УК и статья L211-13 Кодекса внутренней безопасности. Наказание, заметим, даже суровее, чем в таблице — год лишения свободы или 15 тысяч евро штрафа. Если обвиняемый закрывал лицо, то наказание ужесточается до трех лет и 45 тысяч евро штрафа. Участие в митинге с оружием или предметами, его заменяющими, грозит сроком от трех до пяти лет (если обвиняемый скрывал лицо) или штрафом 45 тысяч и 75 тысяч евро соответственно. Наконец, призывы к вооруженным скоплениям, если они привели к нарушениям закона, — это уже до семи лет лишения свободы и 100 тысяч евро штрафа.
Но это штрафы не за административные нарушения, а за уголовные преступления. То есть эти штрафы — аналог не соответствующих пунктов Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), а 212-й статьи отечественного УК — организация и участие в массовых беспорядках (до 10 лет лишения свободы).
Еще одна важная деталь французского права: виновные в организации несанкционированных акций несут менее суровое наказание, чем за воспрепятствование проведению митингов — от 15 тысяч до 45 тысяч евро и от года до трех тюрьмы.
В России складывается иное соотношение наказаний: максимальный штраф отдельного гражданина — 300 тысяч рублей, такое же материальное возмещение вреда суд может назначить за незаконное воспрепятствование проведению массовой акции или принуждение к участию в ней с использованием служебного положения либо насилия по 149-й статье Уголовного кодекса.
Согласно новым нормам КоАП, штраф для обычного гражданина, мешающего проведению акции, — 20 тысяч рублей, для должностных лиц — 50 тысяч рублей. Полицейские офицеры и чиновники, ограничивающие территорию проведения манифестации и устраивающие «бутылочное горлышко» на входе, страдают меньше, чем митингующие.
Вопрос соотношения новых штрафов с другими наказаниями рублем — не менее интересная тема, чем сравнение с зарубежным правом. Нельзя сказать, что в нынешнем КоАП нет многотысячных и даже миллионных штрафов. Но такие денежные взыскания — только для юридических лиц. Штрафы за остальные правонарушения для физических лиц не превышают 5 тысяч рублей. Получается, за наказание участника митинга — в 60 и даже 120 раз суровее, чем грубого нарушителя правил дорожного движения. Показательно и другое: сейчас штрафы установлены в качестве наказания по 178 статьям Уголовного кодекса, из них по 175 они зафиксированы или ограничены определенными цифрами. По 64 статьям Уголовного кодекса России штрафы ниже, чем за административные правонарушения на массовых акциях. В частности, за продажу алкоголя несовершеннолетним и незаконные сделки с землей штраф не превышает 80 тысяч рублей. Виновный в незаконном обороте сильнодействующих и ядовитых веществ, в загрязнении вод и атмосферы, а также осужденный за неуважение к суду рискует потерять 200 тысяч. Еще по 21 статье штраф не превышает 300 тысяч рублей. В эту сумму законодатели оценивают вынесение заведомо неправосудного судебного решения, фальсификацию доказательств по гражданским делам и распространение порнографических материалов. Кроме того, штрафом до 300 000 рублей карается человек, знавший о наличии у себя венерического заболевания и заразивший им двух или более лиц – ст. 121 УК РФ. Поразительно, но штраф за нарушения на митинге вблизи ядерного объекта выше, чем за нарушение правил безопасности и эксплуатации этих объектов, способных повлечь гибель людей и заражение окружающей среды (300 тысяч против 200 тысяч). Получается, что митинг у АЭС для властей страшнее разгильдяйства строителей и сотрудников опасных объектов.
Но дело не только в размере штрафов и их несоответствии уровню российских зарплат. В России дела об административных нарушениях фабрикуются полицейскими, заинтересованными в «хорошей» статистике, протоколы регулярно фабрикуют сотрудники, не участвовавшие в задержании, наконец, судьи прикрывают полицейские фантазии своей мантией и придают им видимость законности. Кроме того, задержания и штрафы по новым правилам будут избирательным. Вчера ночью, когда закон уже вступил в силу, никто не препятствовал массовым скоплениям болельщиков, бурно праздновавших победу футбольной сборной России над Чехией и не задерживал крикунов и матерщинников.
Не случайно эксперты президентского совета в своем заключении, направленном главе государства, указали, что нынешняя редакция КоАП вводит уголовное наказание за административные правонарушения, не вводя аналогичных процессуальных гарантий обвиняемым, нарушает принцип соразмерности наказания и совершенного проступка и, следовательно, противоречит Конституции, запрещающей издавать законы, умаляющие права граждан. Эти предостережения не были услышаны. Уже в ближайшем будущем Россия может столкнуться с валом обращений в Страсбургский суд и негативными решениями по этим делам.