Советская номенклатура после распада СССР никуда не делась, а лишь немного видоизменилась, уверен профессор ВШЭ Юлий Нисневич. Это он доказывает в своем новом докладе. БГ внимательно с ним ознакомился. Мы приводим краткую историю эволюции российской номенклатуры.
Номенклатура — это особый социальный класс, а не просто управленцы. У них есть свои привилегии, свои порядки и своя внутренняя структура. Российская номенклатура является наследницей советской, уверен политолог.
Это довольно неустойчивая структура, в ней постоянно происходят борьба за власть и собственные интересы. Она не может существовать без «подпорок», полагает Нисневич.
Почему советская номенклатура не исчезла в 1990-е годы
Советская номенклатура фактически представляла собой особый социальный слой. Эта система зародилась еще в период правления Иосифа Сталина: любой управленец назначался партийными органами. Постепенно слой управленцев все больше и больше обособлялся от остального общества, пробиться в номенклатуру было все сложнее. Так постепенно из просто чиновников она стала отдельным социальным классом, элитой общества, имеющей свои привилегии, недоступные другим. В советское время номенклатура фактически владела народной собственностью и получала от этого доходы.
Казалось бы, события конца 1980-х и начала 1990-х годов прошлого века должны были уничтожить систему. Однако этого не произошло.
К распаду СССР привели две движущие силы. С одной стороны, этого хотели демократически настроенные жители крупных городов. С другой стороны, часть номенклатуры также не могла уже реализовать себя в существовавшей системе: им нужен был быстрый карьерный рост, который сложно было осуществить при условии, что все должности были заняты — высшее партийное руководство было фактически несменяемым. Для обеих этих сил советская власть оказалась неэффективной.
В 1991 году после распада СССР к власти пришла группа из демократов и молодой части номенклатуры, искавшей себе возможности для быстрого построения карьеры. Борис Ельцин был типичным представителем последних. На принятие решений влияла и старая советская номенклатура, которая старалась сохранить часть советского прошлого, — она была сосредоточена в Верховном Совете РСФСР, который был сформирован еще до распада СССР.
Фактически новая российская управленческая верхушка оказалась все теми же советскими чиновниками из номенклатуры. Вскоре Егор Гайдар был заменен на «крепкого хозяйственника» Виктора Черномырдина. А советская номенклатура продолжила влиять на процесс принятия решений в стране.
Средние и нижние звенья чиновников в принципе никто не менял: это были все те же советские управленцы с их бумажной работой и принятием решений в кулуарах. Методы их работы с советстких времен мало изменились.
Бизнесмены из номенклатуры
Приватизация 1990-х годов ставила основной целью, по мнению эксперта, лишить советскую номенклатуру основного актива — собственности. Однако акции компаний, в итоге, достались тем, кто был тем или иным образом связан с элитой. Фактически заводы и другая собственность оказались в руках примерно 10 тыс. предпринимателей, связанных с чиновниками.
Появившиеся в 1990-е годы в России предприниматели тем или иным образом были связаны с номенклатурой. Без связей с чиновниками было невозможно накопить первоначальный капитал. Фактически это были родственники или друзья представителей номенклатуры.
По мере того, как олигархи накапливали капитал, они начинали все больше влиять на политические решения в стране и лоббировать свои интересы. Это новый этап развития номенклатуры: теперь в ней были не только чиновники, но и богатые бизнесмены, с ними связанные.
Однако никакой политической или экономической конкуренции в такой системе быть не могло. Все друг с другом связаны, конкурируют лишь личные и групповые интересы.
C 1995 года начали появляться лоббисты в составе депутатов Госдумы. Компании начали менять правила в соответствии с собственными интересами. Этот процесс продолжается до сих пор.
Все больше «людей в погонах»
В 2000 году президентом России стал Владимир Путин. Но на ситуацию с номенклатурой это никак не повлияло.
К концу срока правления Бориса Ельцина новая российская номенклатура была окончательно сформирована: в нее входила бывшая советская номенклатура, близкие к ней бизнесмены и военные.
В течение 2000-х годов эволюция номенклатуры продолжилась: теперь во власть пришло много «людей в погонах». По сравнению с 1988 годом их количество в органах государственной власти выросло в 7 раз. Она составляет 25% против 3,7% при Михаиле Горбачеве и 17,4% в 1999 году. В целом это, по мнению Нисневича, снизило качество и профессионализм управленцев. Эти же люди являются выходцами из советской номенклатуры.
Номенклатура в целом является нестабильной. Здесь постоянно проходит борьба за власть между различными группами, конкурирующими друг с другом. Чтобы существовать, номенклатура вынуждена придумывать себе «подпорки» в виде законов и идей. Поэтому постоянно вносятся изменения даже в такие законы, как Конституция.
Кроме того, российская номенклатура растет вширь: с 2000 года численность чиновников в России увеличилась на треть. Если в 2000 году в госорганах работали 1,1 млн человек, то в 2012 году — почти 1,6 млн. Конечно, далеко не все чиновники относятся к номенклатуре, но в целом количество близких к власти людей увеличивается. Это так же делает номенклатуру нестабильной.