«Это в принципе повод поговорить о современности»
В продаже появился первый номер журнала «Дилетант» — нового издания, посвященного исключительно истории. В книжном магазине «Москва» сразу после выхода он занял первое место по продажам среди журналов и газет. БГ поговорил с главным редактором журнала Виталием Дымарским

— Знаете, я понимаю, что сейчас россиянам мнение президента уже не так важно, но когда «Дилетант» показали Медведеву, то он сказал — да, мы все в истории дилетанты. Я с ним полностью согласен. Название пришло в процессе мозгового штурма, после долгих дискуссий, и оно нам сразу понравилось. Нам нужна доступная история. Сами ученые признаются, что не умеют писать популярно. Они — профессионалы-историки. А сколько важнейших открытий было сделано дилетантами?
Есть уважаемые журналы — «Вопросы истории», «Родина», но едва ли их будет читать широкий читатель: публикации там засчитываются их авторам как научные. Мы посмотрели на наш переполненный печатный рынок — и не увидели ни одного массового иллюстрированного журнала о истории. А интерес сейчас огромный — это видно по спросу.
— С чем вы связываете его подъем — сработало поствыборное общественное оживление?
— И оно тоже. Он возрос потому, что история стала политизирована — театр политической игры переместился в том числе и в область истории. Мы обсуждаем, нужна ли России сильная рука, на примере Сталина, а не на примере Путина. В историю вмешивается государство: нам многое навязывается через историю — а мы через нее же сопротивляемся.
— Какой-то западный аналог держали в голове?
— Идею журнала нам подсказала, безусловно, Европа. Есть два французских журнала: «Historia», выходящий с 1903 года, и недавно появившийся «Histoire» — мы ориентировались на них. Одна из ключевых частей нашей концепции — информативная иллюстрация. В этом году отмечается двухсотлетие Отечественной войны — мы со второго номера начинаем вести ее хронологию, а также будем вставлять в каждый номер портрет одного из полководцев. У нас их по именам-то знают от силы троих.
Мы давно ходили и мечтали о таком журнале, но на него нужны были деньги — и вот наконец нам удалось уговорить инвестора вложить в это свои личные средства. Мы запустили журнал, совершенно забыв, что этот год объявлен Годом истории. Так интерес сверху встретился с интересом снизу.
— Команда, судя по именам Алексея Дурново, Алексея Венедиктова и вашему, вышла из шинели «Эха Москвы»?
— Многие до сих пор продолжают в этой шинели ходить. Замысел журнала появился довольно давно — еще в 90-х, когда я работал во Франции, а Алексей Венедиктов ко мне приезжал.
Конечно, мы давно занимаемся и интересуемся этой темой. Я более семи лет веду на «Эхе» программы по военной истории. У нас с Венедиктовым был проект «Осторожно, история» на «Эхе Москвы» — мы взяли 59 исторических мифов и разобрали их, чтобы показать, как неразрешенные и неправильно интерпретированные события прошлого вредят в настоящем и будущем.
— Например?
— Например, Великая Отечественная война 1941–1945. Ошибки — тактические, кадровые, в подготовке офицеров, — которые были совершены в то время и прикрыты славой, героизмом людей, невнимание к ним привело к повтору этих ошибок, например, уже в чеченской войне. Был сформирован стереотип армии-победительницы. И при Хрущеве, и при Брежневе она осталавась структурно той же, что и в 1945-м. Пока во время чеченских войн не пришла к своему кризису, столкнувшись с городской войной фактически без линии фронта. Нынешняя реформа армии — первая столь фундаментальная структурная перестройка со времен Фрунзе. А все это — последствия мифологозации, некритичного отношения к Победе.
— У вас есть еще сайт diletant.ru, который возглавляет Алексей Дурново, — и он, кажется, живет отдельной от журнала жизнью: игровые разделы, блоги… Вы разыгрываете какие-то сюжеты и материалы «на двоих»?
— Начинаем плотное взаимодействие со второго номера. А что разные — так и хорошо. Журнал-то выходит раз в месяц, а сайт должен от одного номера до другого каждый день.
— Судя по теме первого номера — «Опричнина», — история для вас не предмет эскапизма, а повод поговорить о современности.
— Ну, не совсем так. История — это в принципе повод поговорить о современности. Когда вы читаете исторический текст и натыкаетесь на какой-то знакомый, факт, который цепляет ваше внимание, — это происходит потому, что вы видите параллель с современностью.
— А где для вас кончается история и начинается современность? О приходе Путина можно будет у вас прочесть?
— Ну, принято считать, что история заканчивается на предыдущем правителе…
— То есть в нашем случае на Путине.
— Он не предыдущий.
— Тогда — на Медведеве?
— Нет. Для ответа на ваш вопрос смотрите материалы по теме второго номера, он выйдет как раз накануне 4 марта.
— А какая тема?
— «Дуумвираты».