Всенощные гулянки, скрипки-контрабасы, гекалитры алкоголя, домашний скот с характером, кокаиновые бизнесмены и патриоты, стрельба в воздух и любовь до гроба – вот что такое Балканы Эмира Кустурицы, последний фильм которого «Жизнь как чудо» отличается от предпоследнего лишь набором огнестрельного оружия: к традиционному арсеналу из автоматических пистолетов, АК-47 и дедовских берданок на это раз прибавилась базука.
Базука появилась не случайно. Действие фильма происходит во время гражданской войны в бывшей Югославии, и железнодорожник Лука, обитатель скромной станции Голубицы на горной узкоколейке, испытывает ее превратности в полной мере: лишается жены – оперной певицы, теряет сына-футболиста, несет разнообразные материальные убытки и даже заводит в доме пленницу, боснийку Сабаху, которая, впрочем, не очень-то и торопится домой.
Зритель наблюдает, как маленький человек Лука оказывается сильнее государственных конфликтов, а любовь – сильнее государственных границ, а также национальных традиций и религиозной принадлежности, и это, в общем, все, что хочет донести до нас режиссер.
Нельзя сказать, чтобы эта идея была очень сильной или очень свежей. «Любовь превыше всего», «любовь побеждает смерть» – все это мы когда-то уже слышали. Но это не помешало зрительницам в зале рыдать в голос, как на деревенской свадьбе или на похоронах. И это притом что здесь не было особой «слезовыжималки», каких-то запрещенных приемов. Просто «они так любят, так любят друг друга!»
Что еще более поразительно, многие кинокритики на пресс-просмотре тоже не сдержали скупую мужскую слезу. Их комментарии звучали примерно так: «Да, это, конечно, не «Arisona Dream». Это просто очередные «два часа Кустурицы». Но такие прекрасные два часа!»
На мой взгляд, «Жизнь как чудо» не лучший из «балканских» фильмов Кустурицы: он и не так смешон, как «Черная кошка, белый кот», и не так пронзителен, как «Время цыган», и сверхидея давит на зрителя куда меньше, чем в «Подземелье».
Главный деятель сербской культуры явно стареет, и его герои с унылым постоянством находят выход даже из самых безнадежных ситуаций. И все же повод посмотреть этот фильм существует: во-первых, из-за театрального выступления Ядрыньки на открытии узкоколейной железной дороги, а во-вторых, из-за пейзажей Златибора, умопомрачительно красивой местности у границы Сербии и Боснии. После того как выходишь из кинотеатра, хочется немедленно купить билет на ближайший самолет до Белграда – и ощущение это чрезвычайно приятно.
Кстати, если пойдете покупать саундтрек, учтите, что главной охотничьей песни – «ѕэх, лисица, эх, ядрыница, ы куропатка, пам-пам-пам» – на диске нет. Ее можно услышать только на сайте www.lifeisamiracle-themovie.com, где «лисица» закольцована и играет вечно. Совсем как Эмир Кустрица в последние годы.