Фотография: East News/AFP (1)
Борис Елисеев, ректор Московского государственного университета гражданской авиации:
«Общее положение вещей в гражданской авиации нашей страны не самое радостное. Цены на топливо неоправданно высокие; выученные в Советском Союзе пилоты повалили на пенсию, а новых пилотов попросту нет; по России летают старые самолеты, а денег на то, чтобы строить новые самолеты, у нас нет; аварии и катастрофы, что бы кто ни говорил, происходят пугающе часто. Индустрии не хватает даже банальных управленцев: вот авиационный альянс AirUnion, начавшийся вроде как здравая идея, сейчас близок к банкротству — и по большей части именно из-за неумелых действий своего менеджмента».
Илья Гращенков, пресс-секретарь Министерства транспорта Московской области:
«Вмешательство государственных структур в дела авиакомпаний не стоит преувеличивать — да, мы занимаемся разработкой различных лицензий, проведением экспертиз, сотрудничаем с антимонопольным комитетом, но во внутренние дела авиакомпаний мы не вмешиваемся. Вот большинство российских перевозчиков ставит на внутренние рейсы старые суда, купленные при этом за границей, — и Росавиа не может заставить их ставить на эти же направления новые российские самолеты. Да и, в конце концов, все эти старые заграничные суда полностью проходят все мыслимые проверки, а значит, летать на них безопасно».
Евгений Андрачников, руководитель авиатакси Dexter:
«Регулярные авиакомпании — частные или нет — и авиатакси не являются конкурентами. Первые представляют собой регулярное сообщение, а авиатакси — это бизнес-авиация по доступной цене. Мы сейчас единственная компания в России, работающая в режиме авиатакси, у нас нет конкуренции, и как минимум до 2011 года по разным причинам ее не будет».
Олег Агафонов, пилот «Аэрофлота»:
«Я часто слышу разговоры о том, что в последнее время самолеты наших авиакомпаний стали падать гораздо чаще, чем в советское время, — но это, конечно, всего лишь слухи. На самом деле за последние десять-пятнадцать лет гражданская авиация в России стала гораздо безопаснее — теперь, например, пилоты настолько квалифицированны, что в случае остановки двигателя могут посадить самолет без всяких видимых трудностей. Мне кажется, в массовом сознании самолеты разбиваются чаще, чем прежде, по двум причинам: первое — искусственное нагнетание паники СМИ, второе — гораздо большая доступность информации о катастрофах и инцидентах в воздухе, чем в советские времена».