Группа исследователей из Высшей школы экономики решила изучить больную тему для России — коррупцию в полиции.
Они уверены, что проблемы с коррупцией кроются в определенной культуре и принципах, которые глубоко укоренились в нашем обществе. Давая взятку сотруднику ГИБДД, вы почти уверены, что он возьмет деньги и закроет глаза на ваше нарушение. Пытаясь «договориться» с полицейским, вы почти не сомневаетесь, что все получится.
Внутри полиции уже выросли целые коррупционные институты. Полицейские среднего звена берут взятки у обычных граждан, а затем, чтобы это не раскрылось, делятся ими со своим начальством. Получается целая коррупционная сеть. Причем, как показало исследование ВШЭ, полицейские настолько усвоили эти принципы, что не готовы от них отказаться, даже если коррупция становится экономически невыгодной. Они уже превратились в единую группу, которую связывают определенные ценности, принципы и культура.
К этим выводам ученые пришли на основании эксперимента, в котором участвовали настоящие российские полицейские в чине от капитана до полковника. Все они проходили дополнительное обучение в Академии МВД. Средний возраст испытуемых — 36 лет. Эксперименты ученых проходили в период реформы российской милиции.
Точно в таких же экспериментах участвовали студенты ВШЭ. Их результаты сравнили с результатами полицейских.
Игра в коррупцию
Эксперимент представлял собой игру. Целью его было не уличить конкретного сотрудника в склонности к коррупции, а понять, как полицейские взаимодействуют друг с другом и что определяет их поведение. В эксперименте не использовались настоящие деньги.
Офицеров разделили на группы, по пять человек в каждой группе. Они сидели за компьютерами. Они знали, что они в одной группе с кем-то из комнаты, где они находились, но не знали, с кем.
Игра состояла из 24 кругов, которые разделены на три ступени.
Начальный круг
На каждом круге участник получает 100 баллов — это его доход. Их он может увеличить с помощью взяток определенного размера. С некоторой вероятностью за действиями игрока следят. Если его поймают, то он вернет все взятки и еще заплатит штраф в 50 баллов.
Если участники группы договорятся, то они смогут пожертвовать деньги в частный фонд — это такая коллективная взятка начальнику, который их контролирует. Если они смогут набрать 500 баллов, то надзор за ними прекратится.
Каждый круг участники игры считают, сколько получили денег, сколько потратили и дальше строят свои решения.
Это моделировало следующую ситуацию. Например, есть определенный полицейский участок. Офицеры среднего ранга сталкиваются со сложным выбором: зарплата у них низкая, но есть возможность ее повысить с помощью взяток. Здесь возникает риск, что офицеров на этом поймает их начальство. Однако риск можно снизить, опять же, с помощью взяток: за «награду» старший офицер закроет глаза на нарушения офицера среднего звена. Таким образом появляется коррупционная сеть.
Новый начальник
После прохождения восьми кругов, правила меняются: теперь фонд может самопроизвольно исчезнуть. Если это произойдет, то деньги участников сгорят, а на их коррупцию не будут закрывать глаза.
В жизни это выглядело бы так: на место начальника приходил новый человек. Про него не было известно, берет он взятки или нет. Если он честен, то существование коллективного фонда уже не имеет смысла. Взятку новый начальник все равно не возьмет и глаза на правонарушения подчиненных не закроет.
Зарплату повысили
Доход за каждый раунд обычного игрока увеличивается до 300 баллов, не считая взяток. Но если вас поймали, вам придется вернуть все взятки и заплатить 300 баллов. При этом неизвестно, будет ли начальник брать взятки — как это происходило во втором раунде.
Фактически так боролись с коррупцией в Грузии и многих других странах: зарплата полицейских повышалась, а вместе с ней наказание за коррупцию.
В такой ситуации тем, кто не хочет рисковать, лучше не брать взятки.
Культура заставляет полицейских брать взятки
Различия между студентами и полицейсками проявились сразу же. Ученые объяснили им правила довольно нейтрально. Студенты до конца и не поняли, что это своеобразный тест на коррупцию. А вот полицейские поняли это сразу же, только услышав описание игры.
Студенты в целом куда чаще предпочитали честное поведение, а вот полицейские в большинстве случаев создавали коррупционные сети.
Интересно, что полицейские брали меньше взяток на первом этапе, а затем количество взяток увеличивалось, хотя экономически коррупция становилась все менее выгодной. Это подтвердило, что в отношении коррупции работает следующий закон: чем больше давление оказывается на чиновника и чем выше риски, тем активнее он берет взятки. С помощью взяток он пытается покрыть возросшие риски. Фактически это говорит о том, что антикоррупционные кампании при существующих нормах не работают. А вот норма и культура полицейских меняются очень медленно.
Отказывались от взяток начальству полицейские лишь на третьем этапе, да и то не во всех случаях. Студенты же в целом реже пытались подкупить начальство. Таких попыток было больше в первом случае, а во втором и третьем их количество снижалось.
Стратегия студентов была понятна: они брали взятки на первом и втором этапах, когда это было выгодно, а на третьем — предпочитали честное поведение. А вот полицейские, скорее, руководствовались определенными нормами и принципами, в основе которых лежит коррупционная культура. Фактически полицейские солидарны друг с другом и могут, не договариваясь между собой, выбирать наиболее коррупционные схемы.