Атлас
Войти  

Также по теме

«Экскурсионное бюро №1»

Прошлым летом две подруги — журналистка Марта Агеева и пиарщица Юля Абрамова — поняли, что им не хватает интересных экскурсий по Москве, и решили придумать их сами. Без специального образования и серьезного опыта в этой области девушки составили экскурсионные маршруты и пригласили всех желающих. С их первой прогулки не прошло и года, а уже в феврале они открывают Школу молодых экскурсоводов. БГ поговорил с ними об этом

  • 14081

ekskurs




1

Марта Агеева
основатель «Бюро»
 
«Как это часто бывает, все началось с незначительного поста в моем блоге. Я написала, что в школе подрабатывала экскурсоводом по Москве — и вдруг в ответ пришло около пятидесяти комментариев: «А мы бы с удовольствием пошли на твою экскурсию!» Я подумала: почему бы и нет? Я обожаю наш город, люблю рассказывать о нем. Но потом эта идея забылась… И всплыла только в разговоре с Юлей. Мы начали ходить на чужие экскурсии, но все было слишком «академично» и однобоко. В голове ничего не оставалось. Но главная проблема была в аудитории: толпа скучающих женщин, которые насильно тащили туда своих детей. Тогда нам захотелось не просто привлечь совершенно других людей, а создать новый вид досуга. Люди же ходят в кино, музеи, парки — так почему бы не отправиться на прогулку по Москве? 

Мы сели за книги по истории, после основной работы ночами изучали архивные статьи и фотографии. Оказалось, что толковых справочников о Москве наберется не больше десяти! Но даже в них мы находили настоящие сокровища, звонили друг другу в пять утра. Это был первый показатель: если мы, неплохо знающие город, настолько поражены, для других это тоже станет открытием. Оставалось главное — найти свою «фишку», которая бы привлекла молодых современных людей.

Мы поняли, что никому не интересно просто ходить по Красной площади, даже иностранцам. Так мы придумали составлять тематические маршруты: «Арт-Москва», «Москва модная», «Москва кинематографическая». В них всегда переплетается история и современность: например, в Камергерском переулке мы рассказываем, как он получил свое название, — и тут же, почему у Starbucks такой логотип.

Это сейчас стало модным любить Москву, коньки в парке Горького, а год назад ничего подобного не было. Поэтому мы не думали ни о какой выгоде, все держалось только на нашем сумасшедшем энтузиазме. Переживали, не слишком ли высокая цена — 300 рублей с человека? Нам просто хочется, чтобы люди по-другому взглянули на привычные дома и улицы, снова их полюбили. Чтобы и у туристов, и тем более у москвичей развивался интерес к истории. И если молоденькая девушка вместо кафе или маникюра пойдет к нам — это будет самой большой наградой».

2

Юлия Абрамова 
основатель «Бюро»

«Наша первая экскурсия еще долго будет мне сниться: стояла сорокаградусная жара, мы обе ужасно нервничали. Мы надеялись, что это будет «генеральная репетиция» и придут только друзья. Но, оказавшись на месте, мы увидели толпу совершенно незнакомых людей! Какие-то зевающие девочки, одинокий грустный мужчина... Были те, кому все нравилось, и те, кто откровенно зевал. Мы пытались ублажить каждого, ловили взгляды. Было обидно, что некоторые уходят фотографироваться, болтают. Но в конце те самые скучающие девочки вдруг спросили, когда можно прийти еще. Это был поворотный момент! Сейчас мы научились абстрагироваться: даже если нас слушает три человека, мы работаем для них по полной. 

Тот факт, что мы не профессиональные экскурсоводы, с одной стороны, осложняет процесс подготовки, с другой — играет в нашу пользу. Мы не нагружаем людей историческими фактами или архитектурными описаниями, а создаем атмосферу, как если бы человек пошел гулять с друзьями, которые просто многое знают о городе. Приходится придумывать трюки: ярко одеваться, пытаться говорить разными голосами. К нам приходит очень разнородная аудитория, и понадобилось время, чтобы понять, что им всем будет интересно. Большинство, конечно, любят байки: «В этом доме Пушкин проигрался в карты. А в этой гостинице Ленин заказывал чай без сахара». Но есть и эстеты, задающие нам фантастические вопросы о промышленном модернизме советской эпохи. Нас это очень подстегивает! Приходится готовиться на 150%, из которых рассказать удается только 60.

Пока мы взяли тайм-аут на время холодов, активно развиваем странички в Facebook и ЖЖ. Недавно открыли рубрику «Московское меню», где предлагаем идеи, как организовать свой досуг, например устроить французский день или покататься на тройке по морозу. Все кажется таким простым, но почему-то людям это не приходит в голову. Пока есть запал, нужно идти дальше. Нам нравится быть независимыми: ни от чиновников, ни от брендов. Сейчас мы открываем Школу молодых экскурсоводов, где бесплатно будем обучать всех желающих, как разрабатывать маршруты, подавать информацию.

Скажу честно: если бы «Бюро» окупалось, мы бы хоть сегодня бросили свою основную работу. Это колоссальный труд, но он целиком оправдывает себя, когда я вижу, как меняются лица людей по ходу экскурсии. Большинство очень мрачно воспринимает Москву: пробки, экология, высотки. А я вчера иду по метро «Арбатская» и думаю: «Как же красиво, как будто по замку идешь!» Стоит только посмотреть на вещи с другого ракурса».  

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter