Иллюстрация: Тимофей Яржомбек/KunstGroup Pictures
Америка. Наши дни.
— Кто хочет хлеба? — спросил мой брат.— Я купил его на распродаже.
В американских магазинах вчерашний хлеб продается с 40%-ной скидкой. Мой брат, закупавший продукты для семейного ужина, действительно купил вчерашний французский батон на распродаже.
— Он очень вкусный, — сказал брат и со зверским выражением на лице попытался впиться зубами в черствый батон.
— Был очень вкусным неделю назад, — прокомментировала наша мачеха. В это время зазвонил телефон. Мачеха посмотрела на определитель номера и передала трубку моему брату: «Этот робот звонит по три раза на дню».
Робот, как выяснилось, звонил, чтобы поинтересоваться, когда же мой брат заплатит штраф, выписанный ему полицией в нью-йоркском метро. Брат живет в Нью-Йорке и регулярно покупает магнитные карточки для метро (десятидолларовая карточка дает право на шесть поездок: пять по 2 доллара плюс одна бесплатно; двухдолларовые карточки права на дополнительную поездку не дают, поэтому мой брат их никогда не покупает). Несколько месяцев назад к нему в гости приезжал старый приятель, и они попытались пройти в метро вдвоем по цене одной поездки, для чего тесно обнялись и протиснулись в турникет. Как раз в этот момент из метро выходили двое полицейских. Брата с другом задержали, отвели в участок и выписали штраф.
Итак,купив вчерашний хлеб,мой брат сэкономил $1,49. В метро он сэкономил $2.
Спрашивается: что заставляет взрослого человека — 31-летнего, между прочим, мужчину со сложившейся карьерой — рисковать зубами и унижением ради копеечной экономии?
Начнем с того,что все мы немножко жмоты. Скажу хуже: мы не только скупы, но и глупы. Исследование, опубликованное в прошлом году в Америке, показывает, что мы до сих пор покупаемся на идиотскую уловку с ценниками, заканчивающимися на девятки. Мы правда думаем, что $2,99 — это меньше, чем $3,00. Причем, подчеркивают исследователи, лучше всего этот фокус работает, когда замена правого нуля на девятку приводит к изменению левой цифры. Иными словами, комод «Лексвик» счетырьмя ящиками, который IKEA продает за 3990рублей, покажется нам еще более выгодной покупкой, чем комод «Лексвик» с пятью ящиками, выставленный за 4690 рублей. Эти комоды будто бы всегда немножечко на распродаже: умом ведь покупатель понимает,что они могли бы стоить 4000 и 4700 рублей соответственно (это то, что ученые называют референтной ценой), а глазом видит, что стоят меньше.
Чем меньше вещь стоит по сравнению с ее референтной ценой, тем в больших количествах мы ее купим. Это прописная истина. Умно это или глупо? Судите сами: недавно ученые Йельского университета научили группу обезьян пользоваться «деньгами» (жетонами), покупать на них сладости, ягоды и прочую дребедень. Когда количество жетонов, необходимое для покупки леденца, падало, обезьяны начинали покупать больше леденцов (и меньше винограда).
Так на что готовы люди,чтобы сэкономить? Нобелевский лауреат Дэниэл Канеман и его соавтор Амос Тверски придумали следующую задачку. Задачка давалась в двух вариантах: с ценами, которые даны в квадратных скобках, и с ценами в круглых скобках.
Предположим,вы собираетесь купить куртку за [125] (15) долларов и калькулятор за [15] (125). Продавец канцтоваров сообщает вам, что тот же калькулятор сейчас на распродаже в другом магазине этой же сети и продается там за [10] (120) долларов. Ехать до другого магазина 20 минут. Вы поедете?
Большинство отвечавших готовы были проделать
Цена товара — понятие вообще относительное. Вот,например,эксперимент,проведенный двумя учеными-экономистами. На онлайновом аукционе eBay выставлялись на продажу одинаковые
У моего брата,как выяснилось,принтер лазерный. Потому что, говорит, это выгоднее. Задачку про калькулятор я ему и задавать не стала: наверняка ответит, что пользуется условно бесплатным калькулятором на своем компьютере. Возможно, он и не жмот вовсе, а самый настоящий просвещенный потребитель. Он и про вчерашний хлеб внятно объяснил: «Черствый хлеб съесть можно. А совсем не покупать его не имело смысла, потому что тогда бы пришлось купить яблоки».