Атлас
Войти  

Также по теме

Джон Лассетер: «Миссия Pixar в том, чтобы трогать сердца зрителей»

Один из основателей студии Pixar, главный творческий советник Walt Disney Animation, режиссер знаменитой заставки с лампой, а также «Истории игрушек», «Приключений Флика» и «Тачек», продюсер «Корпорации монстров», «ВАЛЛ-И» и «Рататуя», Джон Лассетер олицетворяет современную американскую анимацию. В Москву он приехал, чтобы показать новые короткометражки и провести масстер-класс по анимации в рамках фестиваля «Черешневый лес». БГ расспросил главного западного мультипликатора, должны ли мультики быть реалистичными и так ли уж необходимо всегда учить детей жизни

  • 5246
Лестер_ИТАР-ТАСС.jpg
Фотография: ИТАР-ТАСС

— Каждый мультфильм Pixar — это отдельный мир, проработанный до мельчайших деталей, абсолютно реалистичный. Они потрясающие. Но нет ли опасности в таком реалистичном подходе, что дети, привыкая к нему, не используют и не развивают свое воображение?

— Я не согласен. Любой хороший мультфильм строится из трех вещей: мы рассказываем захватывающую, непредсказуемую историю, которая способна держать зрителей в напряжении; мы создаем обаятельных персонажей, с которыми происходит эта история, и мы помещаем этих персонажей в правдоподобный мир. Миры, которые мы создаем, не реалистичные, а правдоподобные. Именно эта невероятно правдоподобная картинка дает зрителям ощущение, будто за кадром этот мир продолжается. Воображение можно использовать, чтобы представить мир за пределами камеры или чтобы продолжить историю, которую мы рассказали (на этом желании мы и строим наши сиквелы).

Моя мама была учительницей изобразительного искусства. И для меня очень важно развивать творческие способности в детях во всем мире. Все, что мы делаем, направлено именно на это. Наша мультипликация помогает детям представить, что герои мультиков живут за рамками фильма.

— То есть чем детальнее картинка, тем больше ребенку хочется воображать и придумывать, что находится за пределами кадра?

— Этот подход не отличается от того, что заложен в классических диснеевских мультфильмах, например в «Золушке» или «Дамбо». Все детали работают на историю, помогают ее рассказать. Разве, когда вы смотрите художественное кино, вы не используете воображение? Если следовать этой логике, мы все должны заниматься исключительно изданием книжек, а фильмы нужно запретить вовсе.

Так, например, с «Гарри Поттером». Сначала выходили книги. Они были настолько удивительными, что любой ребенок читал их взахлеб. И каждый представлял себе, как выглядит Гарри Поттер, по-своему. А потом вышел фильм, и дети стали представлять его себе таким, каким он был в фильме. Но ведь это не значит, что не надо снимать детское кино по книжкам!

— После «Аватара» все начали снимать 3D-фильмы. Некоторые полагают, что 3D-анимация, попытки делать все более и более реалистичную картинку — это тупиковый путь развития мультипликационного искусства. Pixar — студия, которая всегда сочетала самые последние технологии с искусством, — теперь тоже переснимает свои старые мультфильмы в 3D. Чем вас привлекает эта технология?

— Меня всегда пленяла 3D-технология, эта невероятная возможность дать изображению еще одно измерение. Даже в 3D-фотографии — это потрясающе! Еще в 1980-е годы, когда я только начинал работать с компьютерной анимацией, я прекрасно понимал, что при помощи компьютеров мы создаем трехмерные миры. Но тогда возможность видеть эти миры была ограничена: будто смотришь на них одним глазком. Мы сняли первую 3D-короткометражку еще в 1989-м, но не было кинотеатра, в котором возможно было бы ее показать. Как только кинотеатры запустили возможность показывать 3D-мультфильмы, я немедленно занялся ими.

Разве, чтобы делать искусство, нужно обязательно оставаться в плоскости? Если ты даешь человеку возможность увидеть картинку двумя глазами — почему это уже не искусство? Ведь это позволяет нам впустить зрителей в наши миры, окружить их нашим творением.

— Мультфильмы Pixar имеют явно выраженный дидактический посыл. Например, «Немо» учит давать независимость тому, кого вы любите. «Тачки-2» — про настоящую дружбу вопреки разному социальному положению. Вам кажется, что мультики всегда должны учить?

— Самое главное в сюжетах Pixar — это сердце, то, откуда идут наши чувства. Это нельзя вписать по ходу работы над фильмом, это то, с чего начинается любой фильм. Сердечность наших фильмов строится на истории эмоционального роста главного героя. У каждого мультфильма есть основная тема — урок, который жизнь преподносит главному герою, и его эмоциональное развитие на протяжении истории фильма. В наших мультфильмах нет никакого послания, но есть опыт, который получает сам герой от жизни.

— В мультфильме «Храбрая сердцем», который вы выпускаете в конце июня, какая основная тема?

— Это история про отношения мамы и дочки. Вначале они не могут общаться, не слышат друг друга. Мерида хочет найти свой путь в жизни. А мама хочет, чтобы она следовала традиции. Когда в конце концов они воссоединяются, Мерида понимает, что мама научила ее всему, что она знала сама, и начинает уважать эти уроки. А мама, в свою очередь, уважает желание дочери строить собственную жизнь по-своему.

Еще Уолт Дисней начал рассказывать истории таким образом, это его метод. И именно благодаря ему и его подходу я занимаюсь тем, чем я занимаюсь. Из детства я гораздо лучше помню истории, рассказанные таким образом, чем просто смешные мультики. Это то, что трогает меня самого. Мы никого ничему не учим. Не в этом миссия Pixar, а в том, чтобы тронуть сердца зрителей.
 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter