Если вы вышли во двор погулять со своим чадом, а потом обнаружили, что пока карапуз пек куличики, свежевыкрашенная скамейка оставила на вашей одежде трудновыводимый растворителем след, то знайте: вам повезло, потому что этой весной и до вашего дома добралась общегородская программа "Мой двор, мой подъезд". Вот уже целую пятилетку, с 1998 года, план отцов города обустроить в каждом московском дворике микромир счастливого детства воплощается в жизнь. Но поэтапно, потому что требует больших затрат, которые между собой делят город и префектуры, а в отдельных счастливых случаях - примкнувшие к ним спонсоры. Исходя из выделенной суммы, главы районных управ и составляют адресные списки благоустройства дворов и подъездов.
Если действовать по инструкции, то, как рассказывают в уравлении жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города (ЖКХиБ), каждый проект должен выноситься на всенародное обсуждение, то есть согласовываться с жителями дома. Только они со знанием дела могут оценить свою демографическую ситуацию и ее ближайшие перспективы. Таким образом корректируется фронт работ и определяется, каким быть двору - с площадкой для детей младшего возраста или спортивной коробкой для детей постарше, сколько нужно скамеек для совершающих моцион пенсионеров и столов для игры в шахматы и домино. Жильцы-глобалисты, мыслящие масштабно, могут потребовать распределения благ между окрестными домами: одним - детская площадка, другим - поле для мини-футбола или баскетбола, третьим - тихий оазис для заслуженного отдыха.
Скорректировав свои планы с пожеланиями трудящихся, районный отдел ЖКХиБ проводит тендер, а выигравшие его организации и компании делают жильцам красиво. Так обстоит дело в теории. На практике же - несколько иначе.
- Если в доме протекает крыша, а козырек над подъездом чудом еще не обвалился, то прежде всего деньги бросаются на ремонт, - объясняет заместитель главы управы района "Рязанский" Сергей Aнатольевич Носов. - Ведь благоустройство - это не только площадки, но и цоколи, фасады, освещение, асфальт, бордюры и требующий спиливания сухостой. Так что коммунальщики сначала с этим разбираются, а дворики финансируют уже по остаточному принципу.
По прикидкам Сергея Aнатольевича, самый скромный набор - скамейки, качели, горка, качалка - обходится районной управе минимум в 300 тысяч рублей. Фонтаны же, малые скульптуры и прочие архитектурными излишества тянут уже на миллион, а то и больше - тут без весомого вклада спонсоров никак не обойтись.
Средства средствами, но даже к незатейливому комплексу, по утверждению, господина Носова, предъявляются определенные требования. Во-первых, все малые формы - турники, лазалки, качели - должны быть действительно малыми, чтобы "упал, встал, отряхнулся", а не "упал, очнулся, гипс". Горки - исключительно из цельного металлического листа. Все части этого хозяйства должны быть или сварены, или склеены, никаких торчащих гвоздей. Бюджет площадки диктует и выбор материала (металл, пластик, дерево), и стиль. Дерево - это сказка, лубяные избушки, богатыри в шишаках, металл - для рожденных сказку сделать серой былью, пластик - для футуристических изысков. На практике, правда, деревянные конструкции в редком дворе долго живут - домовитые дачники выкорчевывают и домики, и столы со скамейками. Кроме таких вороватых товарищей еще один бич - вандалы. Поэтому в большинстве управ существует негласное правило - обустраивать дворовую территорию по полной программе только в тех домах, где жильцы сами следят за порядком.
Никаких проблем с детскими и спортивными площадками не испытывают жильцы в новых районах. В рамках все той же городской программы дома здесь принимаются комиссией исключительно вместе с соответствующим приданым. Благополучны с точки зрения благоустройства и те районы, где сосредоточены банки, крупные торговые центры и компании. Ибо все они - потенциальные спонсоры. До 2000 года городские власти представляли бизнесменам, тратившим деньги на эти цели, налоговые льготы. Потом решили, что это баловство, и заменили льготы почетом в виде табличек с именами. Скажем, построил банк на свои средства детский городок - табличка с его логотипом прибивается к грибку. Желающих стало значительно меньше, но все же они находятся. Так "Седьмой континент" построил по Москве несколько деревянных комплексов в своем фирменном стиле. Один из боссов "Бритиш Петролиума" на облагораживание своего родного Конькова тоже денег не пожалел, вложил их в возведение малых аттракционов из пластика. Еще один чужеземец, владелец фирмы "Тринити Неон" обустроил сразу две игровые площадки - на Новочеремушкинской улице и на Чистых прудах. A в бедных районах, где весь бизнес - это продуктовые магазины да ларьки, любой помощи рады. За несколько банок презентованной краски, идущей на обновление тех же малых форм, могут закрыть глаза на некоторые нарушения, придержать рьяных пожарных и прочих инспекторов.
Инициатива снизу - когда жильцы решают сами сделать своим детям праздник, не дожидаясь милости от властей, управами всячески приветствуется. Хотя, как показывает практика, граждан больше волнует проблема собственной безопасности, и скидываются они в основном на кодовые замки и содержание консьержек. В основном детские игровые площадки в частном порядке заказывают жители коттеджных поселков, выбирающие для своих отпрысков самые лучшие материалы. На сегодняшний день это так называемый пищевой пластик. У нас изделия из него выпускает единственная фирма "Дети Отечества". Экологически чистый материал - настоящее разочарование для вандалов, так как его практически невозможно поджечь, и плавится он не больше 20 секунд, после чего самозатухает. Яркие краски не выгорают на солнце, а конструкциям не страшны никакие морозы. Представители компании утверждают, что изделия хорошо переносят даже температуру минус 50 градусов. Кстати, кроме жителей элитных поселков, которым большая площадка, буквально напичканная аттракционами, обходится в 20 тысяч долларов, комплексы в массовом порядке закупают власти нефтегазовых регионов - Тюмени, Сургута.
Деревянные композиции по индивидуальным заказам делают несколько московских и областных лесхозов. Набор - песочница, качели, качалка, лазалка из "круглого" леса, т. е. бревен, покрытых лаком, обойдется в среднем в 70 тысяч рублей. За 11 тысяч долларов компания "Тринити Неон" установит целый комплекс - спиралевидная горка, большой и малые скаты (их привозят на заказ из СШA и Канады), шведские стенки, турники, домик с крышей. Изготовленные из специальных металлов и покрытые порошковой краской, которую никаким вандалам не поцарапать, они соответствуют стандартам Международной ассоциации производителей игрового оборудования, то есть абсолютно безопасны. Ну а тем, кто не может раскошелиться на площадку, но хочет, чтобы их дети культурно отдыхали, остается проверенный советский способ - забрасывать мэрию жалобными письмами. Тогда по нисходящей начальнику управы будут методично капать на мозги, пока он, махнув рукой на уже утвержденный план благоустройства, не возьмется за двор, где живут подписанты. Хорошо, если к тому времени их дети еще не вырастут. Правда, ради такого случая можно и новых народить.