Главный редактор культового «Нью-Йоркера» Дэвид Ремник был одним из тех интеллектуалов, благодаря которому на Западе узнали и поверили в Россию начала 1990-х. По мере того как реформы сходили на нет, Ремник оставался одним из немногих, кто продолжал верить в российскую демократию. Даже его книга «Воскрешение: Борьба за новую Россию» (1997), посвященная стареющему Ельцину, нечестным выборам и могуществу олигархов, заканчивается оптимистично:
«Возможно, в том, что очень многие американские аналитики требуют от России столь многого и столь быстро, сказывается наследие холодной войны. Теперь Россия даже отдаленно не похожа на врага, но мы по-прежнему требуем ответа на вопрос, почему в России не существует самостоятельных политических партий. Мы почему-то забываем о том, что США при всех их исторических преимуществах (взять хотя бы отцов-основателей) потребовалось больше 60 лет с момента обретения независимости, чтобы выработать двухпартийную систему, или о том, что во Франции все партии обслуживают интересы или Миттерана, или Ширака. События 1991 года перевернули наши представления о российской истории и преисполнили нас самыми невероятными надеждами. Сегодня, когда многое из этих ожиданий не оправдывается, запаздывает или даже предано, кажется, что мы больше не ждем от России ничего хорошего.
Маркиз Астольф де Кюстин, самый известный из путешественников, посетивших Россию в XIX веке, закончил свою поездку и записки фразой: «Нужно жить в этой пустыне без покоя, в этой тюрьме без отдыха, которая именуется Россией, чтобы почувствовать всю свободу, предоставленную народам в других странах Европы, каков бы ни был принятый там образ правления… Всегда полезно знать, что существует на свете государство, в котором немыслимо счастье, ибо по самой своей природе человек не может быть счастлив без свободы». Теперь все изменилось. Наступило совершенно новое время. Россия стала частью мира и получила шанс на все — даже на свободу и счастье».
Леонид Парфенов: Каким словом назвать то, что испытывают сегодня американские интеллектуалы, которые следили за ситуацией в России последние 25 лет? Разочарование?
Дэвид Ремник: Безразличие. За исключением небольшого числа людей, помешанных на России, большинство интеллигенции ничего про Россию не думает и не знает. Америка главным образом занята самой собой. Так что это касается не только России, но и других стран мира — если только наши войска где-то там не воют.
Л.П.: Но ведь поздний Советский Союз и начальная Россия были самой популярной страной мира, и все вы получали Пулицеровские премии за книги о ней. Сейчас никакие западные медийные звезды в России не работают.
Д.Р.: Частично это связано с кризисом и трансформацией прессы вообще. Например, у NBC есть одна звезда — Ричард Энгел. И он по всему миру носится как курица, которой отрубили голову (хотя у него, на самом деле, отличная голова), и покрывает собой весь мир. А ваша страна, что касается официального уровня, опять стала скучной.
Л.П.: В середине 90-х было ощутимо, как к России поменялось отношение, как нарастало разочарование из-за того, что Россия не оправдывает совсем недавно возлагавшихся на нее надежд. Что говорили на этот счет в экспертном сообществе людей, интересовавшихся Россией? «Они оказались слабыми?» «Они не хотят свободы?» «Они гораздо более азиаты, чем мы думали?» «Они еще не доросли, и, наверное, только следующие поколения все поймут?»
Д.Р.: Все эти стереотипы, конечно, существуют. Но я думаю, что одноцветная пропаганда о том, что такое были 90-е, которая в России по понятным политическим причинам в недифференцированном виде распространяется сверху, в какой-то мере существует и на Западе. Представление о том, что все было ужасно, а сейчас по необходимости установился авторитаризм, пусть и достаточно мягкий, тоже там существует. Это невероятно.
Нельзя недооценивать уровень экономического падения начала 90-х, невозможно отрицать, что Ельцин 1996 года был уже не тот Ельцин, что в 1992–1993-м. Но все равно мало кто признается, что многое из того, что происходило в 90-е годы, привело сегодня к экономическому развитию, каким бы искаженным оно ни было.
Л.П.: Хорошо, но вы-то как это объясняете? Видно же, что у нас была страна, которая хотела стать Западом или хотя бы дореволюционной Россией, и потом вдруг в середине 90-х оказывается, что у нас было славное прошлое, что мы должны собой гордиться, что мы больше не говорим о себе «совок», у нас больше нет никаких угрызений совести, и нам ни за что не стыдно, и мы уверены в себе. Это произошло еще до нефтяного подъема: экономически ситуация была тяжелой, но чувство самоуспокоенности уже возникло. Вы как его объясняли?
Д.Р.: Я сам разделял такие наивные представления. Я был продуктом не только своего бэкграунда, но и тех кругов, в которых я вращался здесь, в Москве, и у меня тоже были эти надежды. Если бы вы сразу после путча 1991 года сказали мне, что Россией будет управлять какой-то человек средней руки из КГБ, вы бы разбили мне сердце.
В 1991 году мы с моей подругой Машей Липман шли по улице где-то в центре Москвы, недалеко от Манежа. И она говорила: «Здесь будут шопинг-моллы». Сегодня воспоминания о Советском Союзе, о времени, когда не было никакой коммерции, уже уходят. Я никогда не чувствую себя таким старым, как когда приезжаю сюда и естественным образом начинаю говорить: а помнишь то, а помнишь это. Кстати, моллы-то у вас появились.
Л.П.: И кроме них почти ничего. Ведь казалось, что если будет много разной колбасы, то уж точно будет много разных партий. Я помню, какое у всех было очарование демократами первой волны: 1989 год, первый Съезд народных депутатов, Горбачев позволяет появиться новой генерации общественных деятелей — Юрий Афанасьев, Анатолий Собчак, Гавриил Попов… А в середине 90-х стало понятно, что вторые люди в стране — это Коржаков и Сосковец. Как вы почувствовали изменение элиты?
Д.Р.: Никто не может жить при такой температуре все время. Меня не очень удивило, что Юрий Афанасьев, сыгравший колоссальную роль, потом ушел в академическую среду. Некоторые продаются, некоторые находят себе другое место в жизни.
«Человек, который быстро приобрел известность как ведущий ученый и лидер «Мемориала», был общепризнанным расчетливым лицемером, членом редколлегии журнала «Коммунист» и проректором Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ. У Юрия Афанасьева не было иллюзий насчет собственного прошлого. «Я уже не помню, сколько лет, — сказал он как-то в телеэфире, — я был по шею в дерьме».
Его ждал феноменальный взлет. В мой первый московский год Афанасьев был главным церемониймейстером демократического движения. Всюду, куда бы вы ни направлялись — на субботнее заседание «Московской трибуны», на лекцию о сталинизме, — Афанасьев неизменно оказывался у микрофона: он модерировал, представлял, выступал. Он специализировался на французской историографии, но выглядел как дородный тренер университетской команды по футболу. В нем чувствовалась уверенность человека, проведшего не одно собрание — сначала комсомольское, а потом оппозиционное.
Такое превращение заслуживало не смеха, а жалости. Перед вами был человек, который в 70-е не смел защищать Роя Медведева, а в конце 80-х насмехался над ним как над «безнадежным революционером». Тем не менее я с удивлением обнаружил, что Афанасьев мог поразительно точно анализировать ситуацию в стране. Иногда своей уверенностью он напоминал мне Нормана Мейлера (американский журналист и писатель. — Прим. ред.). Он знал, что в его жизни было много ошибок, но он делал все, чтобы его голос услышали».
Из книги «Могила Ленина: Последние дни Советской империи» (1993)
Л.П.: Хорошо. Но была и другая элита: был гайдаровский призыв в правительство — какие-то совсем молодые, блестящие люди. И это опять ушло, а потом опять пришел, как тогда говорили, «крепкий хозяйственник с упругой харизмой».
Д.Р.: Сахаров все время говорил, что в КГБ приходили очень много людей и они были очень разными. Они знали иностранные языки, они ездили за границу… Люди из этих слоев появились не в 2000-е, они влились во власть раньше. Циники и крайне неприятные фигуры появились в политике почти сразу. Хотя НТВ выглядело как европейское телевидение, возникали признаки какой-то коммерческой жизни…
Л.П.: Про «европейскость НТВ» я, наверное, просто должен сказать. Все, кто выиграл в 90-е, — и в том числе журналисты этой телекомпании, где я тогда работал, — мы все поспешили реализовать свои личные проекты и ничего не сделали для политических институтов, чтобы состоялся наш общий проект — нации, страны. И никакие мы в этом смысле не европейцы и никакая не элита, потому что возлагаемую этими понятиями ответственность на себя не взяли. Слабаками оказались и эгоистами. Никаких представлений о служении и долге, об обязательствах, которые накладывают твои возможности выше средних. А самые пронырливые из нас прямо прислуживали власти, внося неоценимый вклад в строительство госкапитализма с питерским лицом. Потом, правда, многие за что боролись, на то и напоролись, но жалеть нас надо последними.
Д.Р.: Я думаю, что было бы очень глупо забыть, что такое была советская власть, и автоматически говорить, что сейчас то же самое, что было тогда. Но советское наследие, уровень разрушения сознания оказал огромное влияние на страну. Некоторые известные либералы пытались представить масштаб этого перехода, но его просто невозможно себе вообразить. Как глубоко проросшее советское сознание может трансформироваться во что-то содержательное?
История не выдерживает таких переходов. Мы с вами можем назвать все ошибки, описывать глубину коррупции, зависимость от нефти и газа, но я думаю, что самый важный фактор, даже сейчас, 25 лет спустя, это наследие прошлого.
Л.П.: В начале 90-х это наследие само по себе было еще сильней, но тогда у нас было критичное отношение к себе — понимание того, как Россией проигран ХХ век, как мы оказались на задворках мира, как недостойно то состояние, в котором мы оказались. Где-то с середины 90-х вдруг наступила самоуспокоенность без всяких очевидных причин.
На мой взгляд, самый страшный русский вопрос не «Что делать?» и «Кто виноват?», а «Почему Россия не Финляндия?». Был такой доклад корпоративного университета «Северсталь», и я даже горжусь, что моя родина сформулировала этот главный вопрос. Вот как это могло произойти?
Д.Р.: Там, откуда я — я имею в виду не только страну, но и мой круг, — считается, что национальный характер — это табу. Он сшит из каких-то предрассудков и политкорректности. Нас, американцев, учат об этом не говорить и не думать. А в России, как мне кажется, есть некоторая фетишизация этого. В Америке люди собой гордятся, а в России фетишизировано самоуничижение. Конечно, вы не финны, и не только потому, что вы не живете в Финляндии. Но у Финляндии нет вашей истории: там не было финского Брежнева, финского Сталина, финского Путина и даже финского Ельцина. Вся эта конструкция власти — продукт того, в каких условиях развивалась Россия.
Прекрасно об этом писать, но жить в таких условиях ужасно. Все это не потому, что у вас какие-то поврежденные хромосомы, а потому, что у вас повреждена история.
Л.П.: Во-первых, мы с Финляндией 108 лет были одним государством. И тогда она была отсталой провинцией, и каждый русский школьник знал строчку Пушкина: «Приют убогого чухонца…» Сейчас из Петербурга в Финляндию ходит поезд «Аллегро», и какой контраст за окном: и все болота одинаковые, и комары такие же злые, и такие же березы — и вдруг все сразу же другое. Я не хочу быть финном, я хочу иметь финское отсутствие коррупции.
Д.Р.: Когда я первый раз сюда приехал, был еще 1983 год. Я прилетел в Хельсинки и оттуда ехал в Ленинград на поезде. Как Ленин. Это было совершенно кинематографическое ощущение: пограничники смотрели наши сумки, проверяя, чтобы у нас не было с собой самиздата, а еще лучше для них было бы, чтобы у нас была какая-то порнография.
Это было потрясающее ощущение туристической дрожи. Мы сюда ехали не за финскими комарами, а чтобы увидеть разваливающийся тоталитарный зоопарк, при этом многие ехали сюда с благородными намерениями. Я очень рад, что этот мир больше не существует.
А если вы хотите, чтобы я сделал вывод о какой-то генетической, а не исторической причине, то это не мое видение вещей. Сами-то вы верите в наличие такой генетической причины?
Л.П.: Нет, но это вопрос институций и требований человека к себе.
Д.Р.: Для меня это все находится под зонтиком исторического развития.
«Когда мы ехали из колонии обратно в город, майор Дронин заговорил о политике, о «беззаконии», которое сейчас творится в стране.
«Скоро установится диктатура, — сказал он, не скрывая удовольствия. — Ее установят уже не органы коммунистической партии, а настоящие органы — КГБ. Они будут развивать экономику, но установят жесткую дисциплину».
«Как при Сталине?» — спросил я.
«Нет, это слишком, — ответил Дронин. — Может быть, как при Брежневе или Андропове».
Дронин смотрел в окно за тем, как очертания колонии тают в молочном тумане. Его глаза были открыты, но казалось, что он грезит наяву».
Из книги «Могила Ленина: Последние дни Советской империи» (1993)
Л.П.: Я убежден, что сегодня ментальные изменения могут проходить за одно поколение. Мы живем в достаточно динамичное время, и никто не несет на себе печати генетической инвалидности тоталитаризма. Глядя на то, какое количество русских чувствует себя европейцами и вписывается в Запад, когда там учатся или ведут бизнес. Понятно, что, будь критическая масса таких людей, они могли бы изменить страну. Я совершенно не вижу у русского человека желания стать азиатом. Как только у него есть какие-то возможности для самореализации, в нем всегда виден европеец: он требует уважения к себе, он хочет карьеры, хочет зарабатывать, хочет жить в свободном мире.
Д.Р.: Я согласен, согласен! В мой этот приезд меня пригласили в компанию молодых людей до 30 лет, в основном журналистов. И я понял, что не только вы занимаетесь какими-то такими проектами, существует телеканал «Дождь», «Большой город», появляются новые издания. У людей, которые там работают, раздвоенное сознание: они точно знают очерченные границы, но при этом они полностью погружены в искреннюю, честную работу. И мне кажется, на это можно надеяться.
Конечно, не диссидентское движение разрушило советскую власть, но семь человек, которые вышли на Красную площадь с одним плакатом, сыграли свою роль.
Я не могу поверить, что все, что происходит в обществе — мелкий, вполне честный и хорошо работающий бизнес, дискуссии и разговоры, которые происходят повсюду, — рано или поздно не возымеет эффект. Я только не знаю когда.
Л.П.: На самом деле эта тенденция совсем не росла в последние годы, хоть они и были благополучными. Нет ощущения, что влияние этих факторов хоть как-то возрастало бы в последние годы. Журналистский либерализм остается в пределах 100-тысячного тиража, что смешно по российским масштабам. Достаточно уехать в Тверь — и все, люди не знают, что такое «Коммерсант».
Д.Р.: А что вы думаете об этом инциденте на боксерском матче?
Л.П.: Ну, во-первых, Путина действительно освистали. И это смешно отрицать. Когда при советской власти было только центральное телевидение, и оно говорило, что это истина и больше ничего нет, в этом была логика. Но сейчас, когда есть YouTube, где каждый может понять, что его даже не освистывают, а мешают говорить, и видно, что он сбивается и начинает нести какую-то околесицу про мускулы Федора. При этом госпропаганда доказывает с пеной у рта, что освистывания не было. Если не было освистывания, то зачем все время кричать, что его не было, не было, не было?
Д.Р.: Но что нам это говорит о людях, которые его освистали?
Л.П.: Это говорит о сроке. 12 лет — это очень много. Людям просто надоело. Помните 12 лет правления Брежнева? Это 1976 год, ему исполнилось 70, и он стал писателем и маршалом. К этому времени о Брежневе в частном общении ничего, кроме анекдотов, вообще не говорили. То же самое о Путине в интернете — только иронично.
Д.Р.: Но у него по-прежнему есть власть.
Л.П.: А какой прекрасный рейтинг был у Леонида Ильича? Мы все были убеждены, что он вечен и что вся наша жизнь пройдет при Леониде Ильиче. И такая простая мысль, что он может умереть, не приходила в голову. Меня совершенно поразило, когда умер Суслов. Все видели, что они старые и плохо себя чувствуют, но они и 15 лет назад были старыми и плохо себя чувствовали, и вдруг они стали умирать. Когда Брежнев сказал с трибуны: «Спи спокойно, дорогой Михаил Андреевич» — мы совершенно не были к этому готовы.
Д.Р.: Мне кажется, эта система более гибкая и умная — она понимает современность и деньги. Вчера я встречался с секретарем Путина Песковым и, как наивный иностранец, притворявшись идиотом, спросил его: «Что у вас происходит с государственным телевидением? Это же «совок»!» Но он так иронически и так умно показал на все журналы и газеты, которые у него на столе лежат, и сказал: «Смотрите, у нас никаких проблем нет со свободной прессой, у нас тысячи каналов кабельного телевидения. Единственная причина, по которой государственное телевидение существует в такой форме, заключается в том, что только государство может нести такие огромные издержки, чтобы оплачивать сигнал на всю страну. Кто за девушку платит, тот ее и танцует».
Л.П.: А с чего эти ребята решили, что государство — это они? Преференции за оплату сигнала — это бюджетные средства, это деньги налогоплательщиков. А в результате ТВ вообще не работает как общественный институт, обслуживая власть, которая приватизировала государство. Притом что интернет сейчас относится к Путину с голым торсом примерно так, как мы относились к золотым звездам Брежнева.
Д.Р.: Но ведь Путин сам над этим смеется, и в этом он гениален! Его собственный пресс-секретарь в какой-то степени над этим смеется. Он говорит: «Конечно, мы засунули туда амфоры сами».
Л.П.: Песков пришел на телеканал «Дождь», а там стали говорить про новый застой, и он то ли потому, что решил, сходство настолько очевидное, что его не стоит уже отрицать, то ли, что мы все умерли, но вдруг — представляете! — заявил, что Брежнев — это неплохо, что его любили, что при нем развивались промышленность и сельское хозяйство. Это при Брежневе-то! С самым большим импортом зерна, который рос от года к году и с продовольственной программой, которая открыто признавала, что в СССР только пять продуктов продаются свободно — хлеб, соль, сахар, макаронные изделия и растительное масло.
Д.Р.: Я спросил его, что Путин собирается выдвигать как президентскую программу. Самое главное слово в его ответе было «продолжение». Он очень гордо говорит о Ли Куан Ю, Франклине Рузвельте, Гельмуте Коле. Им очень важно представить Путина отцом нации, при этом дискредитировав всех предшественников.
Говоря о Ли Куан Ю, он имеет в виду, что Сингапур — развитая страна, и даже если там могут арестовать за то, что человек жует жвачку, это небольшая плата за такое развитие. Они совсем этого не стесняются, даже гордятся.
Л.П.: Не стесняются или правда в это верят?
Д.Р.: Какая разница, верят они или цинично используют эти аналогии?
Л.П.: Вот Михаил Андреевич, который спит спокойно с 1982 года, верил.
Д.Р.: Он был, наверное, самый последний верующий.