Предложение
Депутат Иванов считает, что Дума должна «ограничить исключительное право авторов фонограмм и аудиовизуальных произведений, отменив компенсационные выплаты за свободное воспроизведение в личных целях». Текст пояснительной записки к законопроекту доступен на сайте парламента.
По мнению Иванова, действующее законодательство не способствует борьбе с пиратством, а приводит к «к борьбе между конкурирующими аккредитованными организациями за распоряжение 150–200 миллионов долларов ежегодно» (орфография сохранена — БГ).
«Перечень оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения фонограмм и аудиовизуальных произве дений в личных целях, настолько широк, что туда не попала только бумага, на которой можно распечатать визуальное произведение», — говорится в документе.
Потребитель лицензионного контента вынужден платить дважды: когда покупает фильм или аудиозапись, и когда покупает устройство для их воспроизведения. Таким образом, указывает Иванов, покупателей мультимедиа-техники приравнивают к правонарушителям, что противоречит презумпции невиновности.
Сергей Иванов уже вносил аналогичный законопроект в апреле 2013 года, однако он был отклонен комитетом Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, напоминает VC.ru.
Норма
Сбор с электронных устройств, оборудованных памятью, был введен в 2010 году. Согласно этой норме, компании-продавцы подобного оборудования обязаны перечислять 1% от оборота в пользу Российского союза правообладателей. Президент совета РСП Никита Михалков также возглавляет российский Союз кинематографистов, инициировавший введение «сбора с болванок».
В 2012 году Forbes оценивал объем российского рынка мультимедиа-электроники в 300–600 млрд рублей. По данным издания, к тому времени РСП заключил договоры с семью десятками компаний. За 2011 год организация получила 683 млн рублей, в следующем году Союз назвал цифру в 1 млрд.
Авторские отчисления РСП распределяет в соответствии с «совокупным индексом популярности»: он рассчитывается по данным о воспроизведении на радио и телевидении, а также данных по скачиванию в интернете. Нелегальные загрузки учитываются с понижающим коэффицентом, рассказывал директор департамента РСП по работе с правообладателями Андрей Подгорный.
По данным 2012 года, на выплаты авторам шли только 42% собираемых средств. 15% Союз удерживал на собственные нужды, а еще 20% распределял в фонды финансирования проектов в сфере культуры.
Практика
В июле 2012 годуа Союз правообладателей впервые добился возбуждения уголовного дела: руководство калининградской компании «Мрава сар» обвинили по 165-й статье УК (причинение имущественного ущерба путем обмана). По версии следствия, предприниматели не уплатили сбор с ввезенных в Россию жестких дисков — стоимость носителей оценивалась в 5,8 млрд рублей. О дальнейшей судьбе дела неизвестно.
Второе уголовное дело по инициативе РСП было возбуждено год спустя, по заявлению самого Никиты Михалкова. По данным «Ведомостей», обвиняемыми могли стать компании Nokia и Panasonic, не признающие свою продукцию подпадающей под сбор. Известно, что от последней РСП требовали 234 млн рублей, а в итоге добились выплаты в размере 88 млн.
РСП также добивалась выплат с помощью Федеральной антимонопольной службы: в апреле 2013 года в ведомстве завели дело против 23 компаний, в числе которых были Samsung, Dell, Nokia и российский завод микроэлектроники «Ангстрем». Представитель этого предприятия в беседе с «Ведомостями» отмечал, что авторские права невозможно нарушить с помощью кремниевых пластин и микросхем.
На прошлой неделе Арбитражный суд Москвы отказал РСП в удовлетворении иска против Dell. «Правообладатели» требовали выплатить сбор за ввезенные сервера, однако продукция для профессионального использования не была указана в договоре, заключенном с фирмой. Сейчас организация Михалкова ведет тяжбы с Sony и Hewlett-Packard.