С недавних пор я стал просыпаться не с проклятиями, а с улыбкой. Выдаются дни — я даже сперва делаю зарядку и только потом закуриваю сигарету. Тревоги, что я не закрыл газ, покинули меня. Я закрываю за собой дверь спокойно и бодро. Нет, я вовсе не «взял себя в руки», не занялся аутотренингом и не записался к психоаналитику. Просто на днях за завтраком теледиктор клятвенно заверил меня, что кованому сапогу фашизма не удастся растоптать жизнеутверждающие идеи демократических сил Чили. Говорил твердо, убежденно — и я поверил. И перестал беспокоиться.
Все началось в будничные девять утра, когда я, как и миллионы моих сограждан, по обыкновению колготился с кофе, зубной пастой и контактными линзами и, полистав программы тарелки «НТВ-Плюс», остановился на новостях — бубнеж хладнокровных информированных людей лучше всего настраивает на работу. Были привычные жертвы и плановые разрушения, с картинки курились дымовые шашки, и растревоженные восточные люди совершали броуновское движение под прицелом трясущейся камеры. Я, признаюсь, не придал особого значения разгону южнокорейских студентов, стремившихся попасть вПхеньян на Всемирный фестиваль молодежи и студентов, намечавшийся на 1 июля: отношения между Северной и Южной Кореей непримиримые, леваков среди студентов всегда полно, а насчет фестиваля — может, их и возобновили, я за такими вещами особо не слежу. Известие о перестрелке на улицах Бейрута меня расстроило: поездка в отстраивающийся заново Париж арабского мира входила в недалекие планы. И вот на тебе — опять бомбят. Поморщившись, я проглотил эпизод с репортером Life, которого наши службы поймали за безвизовое проникновение на территорию Афганистана, а комментатор распекал за статьи, написанные с позиций моджахедов.Но когда министром иностранных дел на полном серьезе единогласно избрали Шеварднадзе, я сел со щеткой во рту. «Сегодня, во вторник 21 июня, в Москве сохранится жаркая сухая погода: воздух прогреется до 29 градусов тепла, и ночью столбик термометра не опустится ниже 20», — попыталась успокоить меня дикторша. Ну да, сегодня вторник, 21 июня, Москва, все сходится. Только где она видала нынче сохраняющуюся жаркую сухую погоду, и какие 29, когда дождь зарядил, сдается, всерьез и надолго? Я опускаю глаза в низ экрана: «Повтор от 21 июня 1989 года». Что это? Новости заканчиваются титром «Центральное телевидение». Следом вылезает Валентина Толкунова и принимается тужить: «Мой милый, если б не было войны». Смотрю на логотип канала — логотип страшный. Начинается словом No. Потом идут красные серп и молот. Потом AL, после L — мягкий знак и буковка Г, это LЬГ выглядит невыносимо, и я благодарю своих ангелов, что сегодня не похмелье. Заканчивается на «ия». То ли фашиствующие антикоммунисты, то ли революционеры, не разберу, но точно — пугают. Пока я страдал, на экране появился Кобзон, что всегда тревожно, и Ротару с вальсом про безногого солдата, который обещал: «Мы с тобой, сестра, еще станцуем». Очень захотелось вызвать милицию, но тут появилась заставка «Утренней почты» и Юрий Николаев с ворохом писем: надо ж, какой он был. Этот буржуазный прищур, эта интуристовская бодрость! У Скляра в молодости тоже был буржуазный прищур — авторы писем попросили, чтоб он спел «С той поры, как впервые с экрана я увидел тебя, Челентано». А ведь действительно популярная фигня была, а я уж и забыл эту песню. Потом были Понаровская при боа, Пугачева, еще не полная и не завитая, в бесформенной размахайке, Эдуард Хиль, который таращил глаза и походил на куклу чревовещателя, и Муслим Магомаев с волнующим лицом благополучного хулигана и локтями, далеко отведенными назад, как крылья бойцового петуха. Я вспомнил маму одной моей подруги, которая в новогоднем раже, не разобрав с пьяных глаз, что в телевизоре показывают Пугачеву образца 1980 года с номером «Маэстро», объявила: «Ну вот,
Следом принялись показывать «Бенефис Савелия Крамарова» 1974 года, и я тут же отменил все дела и впаялся в диван. Вот чего мне действительно не хватало, это музыкальных телеспектаклей семидесятых с их абстрактными декорациями, барочным наигрышем, меланхолическими мандолинами и горькими куплетами.
С «Международной панорамой» 1978 года я окончательно истаял в дурмане своего застойного детства. Компетентный диктор облетал мир, как агент Ноль-Ноль-Икс: вот он разговаривает с американским бизнесменом по поводу реакционных инициатив президента Картера, а вот — с вдовой чилийского президента Сальвадора Альенде.
Вообще, старые новости оказались самым деликатесным удовольствием: может, назрела потребность в информации бессмысленной и безопасной, никак не способной повлиять на нашу жизнь. Как будто бы новости, и в то же время — нас не касается. Конечно, человеку, который разбирается в новейшей истории, тут и вовсе раздолье — увидеть, как преподносилось то или иное политическое событие, услышать пророчества времен перестройки и сравнить с тем, что мы имеем. Но и так приятно. Идет очень позитивный тюнинг — великая страна, уверенность в завтрашнем дне, мы осудили — и к нам прислушаются, готовы принять хлеб элеваторы Литвы.
Все же совсем забыться в брежневском угаре мне не дали:
Конечно, нет ничего чуднее, чем продрать глаза и первым делом наткнуться на Ольгу Воронец. Выясняется: «Зачем вы, девушки, красивых любите» — это она. Я сказался больным, и плевать мне на Московский кинофестиваль. На кой мне его садомазо, когда вчера у меня дома пани Зося разъезжала по экрану на карете и распевала «Ускакали деревянные лошадки», Пугачева — вообще каждый день, Хрюша ежевечерне без двадцати девять зовет смотреть «Козлика Элека Мека», а еще скачут в мешках «А
Мою посуду, в телевизоре эскимосы талдычат «Хюй-
Под полотном останкинского неба — блочный ангар с надписью «Генцветмет». В коридоре на пятом этаже — канал «Ностальгия». В переговорной — две крупные добрые женщины с кофе-чаем наготове и Владимир Юлианович Ананич — гендиректор канала,
— Давайте решим, что есть ностальгия? Это сладкая боль, по выражению Гейне. Ведь нельзя просто так сесть и вспомнить, скажем, первую любовь, не выйдет. События вспомнятся — но не чувства. Чувства не вернутся. А если ты вдруг увидишь по телевизору какую-нибудь старую передачу, которая шла, когда ты собирался на свидание, — чувство накрывает. И появляется ностальгия.
— А где вы достаете материалы, старые передачи?
— Есть Гостелерадиофонд, но некоторые передачи лучше сохранились в частных руках: мы берем их из личных архивов создателей программ или маньяков, которые перекатывали на VHS «Утренние почты» при помощи первых видеомагнитофонов.
— Вам не приходило в голову, что было б интересно давать целиком эфир ЦТ того или иного дня?
— Это технически невыполнимо. Большинство передач не сохранилось в пригодном для трансляции виде. Не все выдерживает проверку временем: «От всей души», например, сейчас смотреть уже невозможно.
— А если это ностальгия по советскому телевидению, откуда там взялись The Beatles и The Rolling Stones?
— Я,
— А что ж вы их за все эти годы не нагляделись?
— Когда был молодым, нам это не показывали. А потом, когда показывать начали, пошла работа и стало некогда.
Действительно, послужной список Ананича, который он мне вручил, открывается 1989 годом, тем самым, когда в программах «Взгляд» и «До и после полуночи» впервые нарисовались легенды рока, — тогда он основал первое объединение по производству и размещению рекламных роликов; впоследствии среди прочего председательствовал в Комитете по выработке этических норм рекламной деятельности.
— Мне все ж непонятно: если хочешь смотреть The Doors, на кой сдались пани Зося, тетя Валя и космонавт Гречко.
— А это — потому что я всегда, и в детстве, и в юности, хотел, чтобы телевидение было моим, а какое ж без них телевидение? В молодости я был очень фактурным, и меня пригласили в передачу «Спортлото» вытаскивать выигрышные шарики из барабана: когда я оказался в телевизоре, я окончательно понял, что должен здесь хозяйничать.Так что у меня есть самое настоящее телевидение, и я показываю в нем все, что мне нравится. Вообще, у нас проект не для семейного просмотра — канал «Ностальгия» рассчитан скорее на одинокого бухаря.
С последним тезисом я не согласен. Лично я, сам большой любитель опрокинуть дома перед ящиком грамм эдак 400, стал, кажется, выпивать меньше, с тех пор как у меня завелась «Ностальгия». Неудобно
Я опять сидел у телевизора, слушал брежневское «
РАСПИСАНИЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ ПЕРВОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗЦА ИЮНЯ 1980 ГОДА
СУББОТА
8.00 «ВРЕМЯ». Информационная программа
8.40 Утренняя гимнастика
Государство следило за здоровьем нации почище, чем иной конезаводчик печется о состоянии призовых скакунов. Зарядку делали всей страной. (В 11 утра по радио транслировали еще и «Производственную гимнастику», которую можно было выполнять, оперевшись о конторский стол.) Из телеверсии, где представители не только обоего пола, но и разного возраста, облачившись в трико, дружно махали ногами, запомнились две фразы: «Мужчины выполнят этот замах несколько иначе» и «Пожилым людям мы предлагаем облегченную версию этого упражнения».
9.05 «УМЕЛЫЕ РУКИ»
В
9.35 «АБВГДЕЙКА»
Веселая, но строгая брюнетка со стрижкой сэссон и всепроникающим контральто, Татьяна Кирилловна понукала клоунов Ириску и Клепу, недорослей, которые даже на пятом году эфира так и не сумели освоить кириллицу. Педагогическое
10.15 «БОЛЬШЕ ХОРОШИХ ТОВАРОВ»
Татьяна Судец крутит-вертит перед носами обывателей объектами новейшего китча: опытными образцами микcеров, кофеварок, пылесосов и холодильников, а также упаковок для муки, которым, скорее всего, суждено сойти с конвейеров страны, так и не достигнув массового потребителя.
10.45 «ВЕСЕЛЫЕ СТАРТЫ»
Детские спортивные игрища в пестрой студии под предводительством шаловливо зыркающего на подростков бодрого блондинчика.
11.15 «МОСКВИЧКА». Телевизионный клуб
Дамское собрание — все сплошь в кримпленовых костюмах (юбка на три четверти, пиджак с отложным воротником и тремя крупными бликующими пуговицами). Передовицы производства и руководящие работники судачат о благоустройстве детских садов и т.п. Официальная часть второй серии фильма «Москва слезам не верит».
12.30 Тираж «СПОРТЛОТО»
Алкаши у телевизоров трясущимися руками разворачивают засалившиеся в карманах билетики и терпят очередной крах: судейская коллегия снова тянет из барабана все не то и не то. Спустя пару лет программу перенесли на раннее воскресное утро.
12.45 «НАШ АДРЕС — СОВЕТСКИЙ СОЮЗ»
Передача, представляющая художественные коллективы той или иной имперской окраины: Киргизской ССР, Ставропольского края и прочая. День, когда из Москвы звонили и сообщали, что «следующий „Адрес“ ваш», превращался в звездный час местной телестудии.
13.35 «СОДРУЖЕСТВО». Телевизионный журнал
Многие лики прогресса — в серии сюжетов из стран СЭВ и республик СССР.
14.30 Новости
14.45 «ШАХМАТНАЯ ШКОЛА»
«От великого до смешного один шаг: „Шахматную школу“ начинает Авербах» — пел артист Барыкин в своей пародии на «Программу телепередач на завтра» из новогоднего «Огонька» 1986 года. И действительно, почтенный международный гроссмейстер каждую неделю посвящал полчаса втолковыванию эндшпилей и всевозможных премудростей стране, которая в течение десятилетий была родиной чемпионов мира по шахматам.
15.25 «ОЧЕВИДНОЕ — НЕВЕРОЯТНОЕ»
Один из трех — наряду с «Клубом кинопутешествий» и «В мире животных» — китов дневного эфира: академик Капица пронзительным голосом взвешивал все за и против существования летающих тарелок, черных дыр и лох-несского чудовища; все оставляли телевизор включенным на случай, если опять покажут ту самую, уже промелькнувшую однажды американскую пленку со снежным человеком.
16.25 «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
Эта передача с тех пор почти не изменилась, разве что раньше, когда импортного кино было не то чтобы вдоволь, Николай Николаевич в качестве десерта считал возможным показать очередную пятиминутку из заокеанских киноприключений колли Лесси или дельфина Флиппера.
17.25 Выступление политического обозревателя Ю. А. Летунова
17.35 «ПЕСНЯ ГОДА»
1971 год выдался урожайным на эстрадные шлягеры: «Увезу тебя я в тундру», «Потолок ледяной, дверь скрипучая», «Эта свадьба, свадьба, свадьба пела и плясала». 1 января по ЦТ решили по такому случаю провести парад музыкальных достижений — так появилась «Песня года». К первоянварскому концерту готовились целый год, всей страной — каждую субботу Светлана Жильцова разбирала письма зрителей, голосовавших за «Из полей доносится печаль» или «Так невозможно, но снова я взгляд твой ловлю», показывала номера, собравшие большее число голосов и представляла премьеры песен, за которые предстояло голосовать в грядущем месяце. К сожалению, уже к началу
18.40 «
Подтянутый седеющий обозреватель Зорин в валютных квадратных очках и одутловатый обозреватель Бовин в сальных казацких усах излагали факты минувшей недели о текущем распределении капитала, захватнических войнах и передовых технологиях класса эксплуататоров, помогающих им держать в узде рабочий класс.
19.40 Премьера на ЦТ. Фильм «ЗИТА И ГИТА» (Индия, 1972)
До и после программы «Время» показывали первую и вторую серию какого-нибудь кино — тогда в моде были двух-, трех- и четырехсерийные фильмы.
21.00 «ВРЕМЯ». Информационная программа
«Последние известия», как упорно называло эту передачу старшее поколение, представляли собой кашу из абстрактных словосочетаний, произносимых в разной последовательности представительными диктором и дикторшей. В первой части, про нас, превалировали «социалистические соревнования», «братские республики», «выработка электроэнергии» и «перевыполненный план пятилетки». Во второй, про них, — «гонка ядерных вооружений», «выразили несогласие», «мировая общественность осудила». Кстати, первой ведущей «Времени» Нине Кондратовой во время ее репортажа с ВДНХ бык рогом выколол глаз. Ей сделали новый, стеклянный, что не помешало оглашать планы пятилетки вплоть до 1973 года.
21.35 «ЗИТА И ГИТА».
22.45 «КИНОПАНОРАМА»
Элегантная абстрактная заставка с кинопленкой, танцующей механический балет под песню Мирей Матье «Прости мне этот детский каприз». Потом — уютная студия, где Эльдар Рязанов полтора часа принимает съемочные группы новых фильмов: добрые шутки, дружелюбные тыканья локтями. Если заглянут Высоцкий или Алиса Бруновна Фрейндлих — песенки под гитару. Короче, ежемесячные «Платочки белые» в исполнении отечественного кинематографического сообщества.
ВОСКРЕСЕНЬЕ
8.00 «ВРЕМЯ». Информационная программа
8.40 «НА ЗАРЯДКУ СТАНОВИСЬ!»
9.05 Концерт
В такую рань ничего путного не показывали: как правило, пиликал на домре какой-нибудь лауреат Всесоюзного и Международного конкурсов или тужил Государственный камерный ансамбль Армении.
9.30 «БУДИЛЬНИК»
Получасовое детское шоу. Чаще всего его вела Надежда Румянцева и показывала песенки из мультфильмов: застать до завтрака «Мы бандито…» или «Мани-мани» было особой радостью. Иногда же передача при помощи звезд категории люкс превращалась в самостоятельное театрализованное представление почище иного спектакля: одна стала полноценным бенефисом Ирины Муравьевой, особенно неподражаемо перевоплотившейся в Пеппи Длинныйчулок, другая открыла Аллу Пугачеву как идеальную певицу для детей.
10.00 «СЛУЖУ СОВЕТСКОМУ СОЮЗУ!»
11.00 «ЗДОРОВЬЕ». Научно-популярная программа
Заслуженный врач РФ Юлия Белянчикова разъясняла народу методы лечения и профилактики плоскостопия и прочих нешокирующих заболеваний.
11.45 «УТРЕННЯЯ ПОЧТА». Музыкальная программа
Юрий Николаев, худощавый красавчик с прищуром, походил на подмигивающую открытку с австрийским горнолыжником или шведским биатлонистом — уж точно
12.15 «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!» Киножурнал
Мультипликационный очкарик прилетал на довоенном самолете, колол молотком орех — и из ореха вылетали познавательные киносюжеты.
12.30 «СЕЛЬСКИЙ ЧАС»
Передовые колхозы делились опытом; председатели проводили экскурсии по подведомственным угодьям, а иногда собирались в студии и обсуждали всяческие решения и постановления.
13.30 «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КИОСК»
Элеонора Беляева могла бы стать кинозвездой при Гитлере или Сталине: непробиваемая блондинка с хищными глазами, колюще-режущей дикцией и забранными в пук волосами. При Брежневе же она показывала конверты новых пластинок, сопровождая этот процесс отрывками концертных выступлений записанных на пластинках артистов.
14.00 «ЧЕЛОВЕК. ЗЕМЛЯ. ВСЕЛЕННАЯ»
Дважды герой Советского Союза летчик-космонавт Севастьянов говорил про космос и перспективы его освоения, а женщины, не в состоянии разобрать ни единого его слова, разевали рот, забывая посолить суп: так мощна была в то время сексуальная аура космонавтов.
15.00 «КАБАЧОК «13 СТУЛЬЕВ»
Рассказывают, что это артист Белявский, пришедший в конце
16.00 «КЛУБ КИНОПУТЕШЕСТВИЙ»
Самая древняя из сохранившихся в эфире передач (она даже попала в Книгу рекордов Гиннесса): Юрий Сенкевич просто показывал самый мифический из советских мифов — закордонный мир. И каждое воскресенье на лодке Тура Хейердала оставалась толика нашей мечты, как в фонтане — монетка.
17.00 «А
Парней
18.15 «МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА»
Из лампы зарубежной кинохроники Фарид Сейфуль-Мулюков извлекал на советский телеэкран миражи заграничной жизни: неважно, говорил он о квебекском кризисе или пивном празднике в Баварии, — перед нами возникали новейшие иномарки, иномоды, инопрически и иноинтерьеры.
19.10 «ОТ ВСЕЙ ДУШИ»
Валентина Михайловна Леонтьева втерлась в доверие к телезрителям через их детей, знавших ее как «тетю Валю, которая живет в гостях у сказки». А воскресными вечерами она доводила до инфаркта — до слез как минимум — всех сердечников и слабонервных. На глазах у многочисленной публики, заполнившей залы краевых Домов культуры, она сводила лоб в лоб каких-нибудь доярку и закройщицу, которые сто лет друг с другом не виделись, а в послевоенные годы случайно, по распределению, которое в те годы выполняло функцию рока, оказались вместе в каком-нибудь немыслимом киргизском захолустье, где пережили историю, достойную самой невероятной индийской мелодрамы. Коронным трюком тети Вали было рассказать ту давнишнюю историю, вспомнить про ребенка, пропавшего у героини (на тот момент уже рыдавшей в беспамятстве) во время селя («Помните, как вы кричали: „Вова, Вова!“, но рев воды заглушал крики, помните?„), а потом с интонацией Якубовича (“Эта буква здесь есть!») выпалить: «Девятый ряд, десятое место — на сцену, пожалуйста!» — и Вова выходил.
21.00 «ВРЕМЯ». Информационная программа
21.35 «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Телевизионная викторина. В перерыве (22.35) — информационный выпуск «СЕГОДНЯ В МИРЕ»
Никто не знал, как выглядит Владимир Ворошилов: автор и ведущий, который терроризировал бедных знатоков, никогда не появлялся в кадре, и когда уже незадолго до смерти, в конце