Фотографии: Норвежский Лесной
В начале ноября в Москве открылась выставка восковых фигур «На грани », посвященная, по мнению отдела информации Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Москве, «пропаганде здорового образа жизни и отказу от употребления наркотиков». Экспозиция состоит из двух десятков восковых фигур, по большей части страдающих от употребления наркотических веществ и токсикомании, одного настоящего безмозглого анэнцефала в формалине, нескольких настоящих заформалиненных человеческих органов и четырехминутного документального фильма о безрадостной жизни трущобных наркоманов. Выставка была создана в 2002 году, автор идеи и организатор Ассоциация музеев восковых фигур Санкт-Петербурга. С тех пор при поддержке Госнаркоконтроля она побывала в 20 городах России. Блоггер БГ побывал на выставке, сфотографировал восковых наркоманов и узнал много новой и полезной информации: например, выяснилось, что если нюхать клей, то через два месяца растворятся оболочки головного мозга. Выставка будет работать ежедневно без выходных и перерывов на обед до конца года. Для падающих в обморок имеется нашатырь.
Выставка «На грани
» разместилась в здании кинотеатра «Перекоп», довольно давно в качестве кинотеатра не работающего. Вместо указателя у дверей стоит восковая фигура усатого человека, напоминающего молодого Саддама Хусейна, переодетого
За дверью в холле за небольшим столом сидел симпатичный молодой человек лет двадцати пяти. Объяснив цель своего визита желанием посетить выставку пагубного влияния наркотиков на организм и немного пофотографировать, я протянул молодому человеку 95 рублей за билет и еще 40 за фотосъемку, получил чек, и мы вместе с Евгением Васильевичем Смирновым (так звали молодого человека) по украшенной наглядной антинаркотической агитацией лестнице спустились в подвал, где и расположилась выставка. Мы были единственными посетителями.
Перед первым же экспонатом я замер.
На низкой кушетке, покрытой циновкой, полулежал восковой китаец в расшитых золотом одеждах и
Евгений Васильевич кивнул, подтверждая мою смелую догадку. И предложил:
А хотите, я проведу для вас экскурсию?
Я издал вопль радости. Разумеется, я хотел экскурсию.
Евгений Васильевич объяснил, что китайцы иллюстрируют собой процесс зарождения наркомании. На опий их подсадили англичане несколько веков тому назад. Если опустить подробности колониальной коммерции и термины вроде «положительного торгового сальдо», дело обстояло следующим образом. Приехавшие к китайцам англичане покупали у местных жителей серебро. А китайцы у англичан ничего не покупали, потому что ничего особо интересного у англичан не было. И тогда англичане решили подсадить китайцев на опиум. И подсадили. После этого англичане продолжили вывозить серебро, за которое расплачивались бенгальским опиумом. В результате англичане богатели, а китайцы становились законченными наркоманами.
Мне очень хотелось спросить, откуда у китайцев из данной исторической эпохи взялись современные спички и несвежие спортивные носки, но испугавшись, что на этом лекция и закончится, я сдержался.
Следующая композиция называлась «Зеркало наркомана» и состояла из четырех фигур.
Перед пустой рамой
Я посмотрел на Евгения Васильевича. Он молчал видимо, ждал, пока я сам догадаюсь. Я молчал, потому что в голову ничего не приходило. «Наверное, думал я, те двое, что перед зеркалом, это отец и сын. Отец знает, что у сына есть серебро, и жаждет это серебро получить. А чтобы не платить, он хочет подсадить сына на опий». Версия казалась вполне правдоподобной, и я начал:
Вот те двое перед рамой это отец и сын
Евгений Васильевич отрицательно покачал головой. Выяснилось, что хмырь в рубашке это наркоторговец, а в зеркале видно, что он это Смерть. А в случае с подростком зеркало показывает, что ребенок, пробующий наркотики, старик.
Тут уже замолчал я, обдумывая полученную информацию. Мы перешли к следующей группе экспонатов.
Группа состояла из двух молодых людей и одной девушки. Молодые люди, судя по всему, принадлежали к разным социальным группам. Тот, который сидел, был отдаленно похож на молодого Григория Явлинского, заказывающего в клубе «Три обезьяны» восьмую рюмку текилы. Второй, который стоял, явно был парнем с рабочих окраин, одетым на рынке «Динамо» по моде осенне-зимнего сезона 1995 года.
В руке у молодых людей было по грамотно забитому в папиросные гильзы косяку.
У откинувшейся на спинку стула барышни с закрытыми глазами в руке, напротив, был инсулиновый шприц, каким обычно пользуются диабетики. Я вновь крепко задумался. А почему те двое курят марихуану, а эта колется? спросил я.
Все очень просто. Бытует мнение, что так называемые «легкие наркотики», к которым относится марихуана, не вызывают зависимости, начал объяснять Евгений Васильевич.
А она что, вызывает зависимость? спросил я.
Конечно, вызывает. Вот у вас, например, есть друзья, которые курят обычный табак?
Обычный табак я и сам курю, немного обиженно сказал я.
А скажите, оживился Евгений Васильевич, вы когда-нибудь пробовали бросить курить?
Пробовал, честно признался я. Четыре раза. И все четыре безуспешно. Очень курить хочется. И характер портится, меня несло. Помню, в девятом классе школьные друзья решили мне помочь, отобрали сигареты и взяли надо мной шефство.
И что? чувствовалось, что мой рассказ увлек Евгения Васильевича.
И ничего. На вторые сутки пришли и бросили мне блок «Кэмэла». «Ты, сказали, уж лучше кури, а то совсем дурной делаешься и на людей бросаешься».
Вот, воскликнул Евгений Васильевич. И марихуана вызывает такую же зависимость. Так же сложно бросить.
Марихуана? спросил я.
Да.
Мы помолчали. Оглянувшись и убедившись, что за спиной нет сотрудников Госнаркоконтроля, я признался:
Послушайте, я несколько раз курил марихуану. И никаких проблем с бросанием не испытывал. Ну то есть покурил, а потом больше
Евгений Васильевич объяснил, что у всех организм разный, и если
Я понял: они подсаживаюся на травку, а потом переходят на более тяжелые наркотики, которые уже не курят, а колют.
Именно, кивнул Евгений Васильевич.
Я присмотрелся внимательнее. И тут же от удивления подпрыгнул на полметра.
Этого не может быть. Я ее знаю. В смысле, не восковую фигуру, а девушку, на которую она похожа, бормотал я, не как две капли воды, конечно, но сходство, безусловно, есть. Мы с ней вместе работали в Студии Артемия Лебедева.
Евгений Васильевич неожиданно перешел на французский:
Déjà vu?
Ну да, подтвердил я.
Это просто девушка. Она первый раз укололась. А сейчас вы увидите, во что она превратится через некоторое время. Условно говоря, это следующая вторая фаза развития наркомании, Евгений Васильевич указал на другую композицию, состоявшую из трех других восковых фигур, разместившихся в углу.
Угол был оформлен под помесь неопрятного подвала с полуразрушенной коммунальной кухней: трубы со свисающей клочьями изоляцией, заляпанная краской раковина со сколотой эмалью, куча тряпья на полу, две неухоженные безумные женщины в грязных одеждах со шприцами в руках и
Чувствовалось, что при создании фигур скульпторы приложили много усилий. Отсутствие маникюра и грязь под ногтями были воспроизведены с особой старательностью.
Я внимательно осмотрел женщину с безумным взглядом, сидящую на полу ближе всего ко мне. Это была не та девушка, которая кололась в прошлой композиции. Все-таки ни длительный прием тяжелых наркотиков, ни даже работа в Студии Лебедева не могут до такой степени изменить человека.
Тогда я подошел к другой фигуре, скрючившейся под раковиной, и склонился к ее лицу.
Это была она. Да, на ней больше не было фиолетовых штанов: чтобы достать денег на дозу, она, вероятно, обменяла фиолетовые штаны на старые рваные джинсы. Да, у нее на физиономии вовсю отслаивался эпидермис. Да, раньше у нее не было раковины, а теперь есть, но добавило ли это ей радости? нет, не добавило. И все-таки я ее узнал.
Вот это, под раковиной она.
Да, подтвердил Евгений Васильевич, это она. Но уже в следующей стадии.
Я заметил, что предыдущая стадия, которая на стуле и с закрытыми глазами, была посимпатичнее. Евгений Васильевич согласился и объяснил, что когда человек становится наркоманом, меняется весь образ его жизни. И ко второй фазе его приводит целая серия различных факторов: бедность, плохое и нерегулярное питание, несоблюдение личной гигиены, болезни, антисанитария и так далее. Поэтому во второй стадии наркоман выглядит уже намного хуже, чем в первой.
Наверное, есть еще и третья стадия, предположил я.
Есть. Там все еще хуже, сказал Евгений Васильевич. Вот она.
В третьей стадии девушка-наркоманка походила на покойного императора Павла I. Она снова сидела на стуле, обутая в один тапок, и протягивала высохшие руки. Внутренняя сторона левой руки вдоль вен была испещрена незаживающими следами от уколов. На шее виднелся нарыв. Волосы и брови стали рыжего цвета. Лицо осунулось. Больничный халат висел мешком. Сидящий напротив пациентки врач смотрел на нее с плохо скрываемым отчаянием: было ясно, что в этой стадии вылечить молодую наркоманку, выглядящую лет на 60, уже невозможно. Даже другого наркомана,
Это третья стадия крупным планом.
Тапочек на правой ноге отсутствовал не просто так: на ступне чернела незаживающая гангрена. Скульптор как следует поработал с деталями.
Следующая композиция изображала фрагмент подвала, в котором милиционер и доктор соответственно задерживали и осматривали двух несовершеннолетних токсикоманов.
Евгений Васильевич объяснил: если нюхать клей, то через два месяца у токсикомана растворяются оболочки головного мозга.
Особенно хорошо скульптору удались сопли и слюни, вытекающие из маленького подвального токсикомана. Евгений Васильевич рассказал, что на создание одной восковой фигуры уходит около четырех месяцев, причем это очень кропотливая работа. Используются только настоящие человеческие волосы: их нужно аккуратно засовывать маленькими пучками по четыре волосинки. Глаза это настоящие человеческие глазные протезы. А зубы настоящие зубные протезы.
Деталь: с улицы через окно в подвал с интересом заглядывала маленькая девочка.
Налюбовавшись на токсикоманов с растворяющимися мозговыми оболочками, мы перешли к очередной группе восковых фигур, наглядно демонстрирующей тот факт, что наркоманами не только становятся, но и рождаются.
Вот только что родившая мать-наркоманка приподнимается с каталки посмотреть, что же она натворила. А вот врачиха со строгим взглядом держит на руках то, что натворила мать-наркоманка: новорожденного наркомана с двусторонним незаращением верхней губы и жуткими нарывами по всему телу. Евгений Васильевич рассказал, что иногда посетители выставки падают в обморок, причем чаще всего это происходит как раз перед данным экспонатом. Для таких случаев у него под рукой имеется аптечка с нашатырем.
По словам Евгения Васильевича, следы той гадости, которые наркоманы курят, нюхают и колют, можно обнаружить в организме их потомков вплоть до седьмого поколения.
К восковым фигурам прилагается некоторое количество настоящих человеческих органов в формалине (например, легкое курильщика) и даже один заформалиненный целиком безмозглый человеческий анэнцефал (на снимке).
Еще есть несколько масок лиц с проявлением различных заболеваний, от которых наркоманы страдают чаще, потому что, например, пользуются грязными иглами. Нижняя левая маска это, кажется, герпес.
А вот это уже совсем больной Фрэдди Меркьюри. Евгений Васильевич объяснил, что Меркьюри умер от наркомании и гомосексуализма.
Завершающая композиция: типичное семейство алкоголиков и наркоманов. Бабушка за столом с бутылкой это, наверное, не бабушка, а просто рано состарившаяся мама. Старшая сестра явно укололась и сейчас вывалится в окно. А младшая играет с куклой.
Рядом с бутылкой стакана нет: видимо, пропили.
На этом пропаганда здорового образа жизни и отказа от употребления наркотиков закончилась.
Каждый день выставку в среднем посещают 10 человек. Работать она будет до конца года ежедневно, без выходных, без перерыва на обед, с 9:00 до 19:00.
Пользуясь случаем, блоггер БГ благодарит организаторов выставки и лично Евгения Васильевича Смирнова за интересную экскурсию и помощь в проведении съемок.