Атлас
Войти  

Также по теме

Догон зайца


  • 944

Илья Кабаков опоздал в Россию. 15 лет назад он эмигрировал и долгие годы прожил за рубежами Москвы. Теперь Кабаков возвращается в столицу — вместе с выставкой в «Стэлле».

Ему семьдесят один; без него в прошлом году роскошно отметили его же семидесятилетие и к тому же признали величайшим художником страны.

Совсем новых работ в новой экспозиции не запланировано: своеобразные «гвозди программы» — инсталляции «Картина, укрепленная на мольберте» и «Догоняющий зайца» — уже замечены публикой и обласканы критикой. Обе работы — часть развернутого проекта «Шестнадцать инсталляций», созданного для антверпенского Museum van Hedendaagse Kunst (то бишь Галереи актуального искусства). Согласно письменным ремаркам самого мастера, каждая из шестнадцати инсталляций может быть экспонирована отдельно, так что одним выстрелом убито шестнадцать зайцев и создано шестнадцать самостоятельных и самодостаточных объектов. Узок круг художников, страшно далеки они от народа. Для московских концептуалистов «старшего звена» и особенно для младшего поколения фигура Ильи Кабакова представала в мистическом ореоле: сначала он был гуру из дома №6 на Сретенском бульваре, потом — светочем, сиявшим из далей эмиграции. Его карьеру прослеживали по западным журналам, толстым иностранным каталогам и книжкам заграничных критиков. Судьба была впечатляющей: персоналка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, участие в Венецианской биеннале, инсталляция на открытии Тейт-Модерн в Лондоне. Кабаковым восхищались. Кабакову завидовали. Кабакова учитывали, когда делали собственные работы.

Ему нужно было въехать на белом коне в середине девяностых. И Москва пала бы перед авторитетом этого, в сущности, очень хорошего художника. Но белый конь не прискакал вовремя. В 2004 году кавказская красавица Стэлла Кей, владелица одноименной московской галереи, спонсировала выставку Кабакова в Эрмитаже. Живой классик вернулся. Но критики хором спели песню «Моряк, ты слишком долго плавал...». Кабакова успели забыть. Не то чтобы он совсем вышел из употребления, но все те его работы, которые еще в середине девяностых вызывали трепет, восторг и упоение, в начале нового века уже смотрелись с легкой зевотой, переходящей в откровенную скуку. Прежде всего потому, что основной объект художественного интереса Кабакова — советская власть в самых ее интимных проявлениях — уже не вызывал прежнего интереса у его зрителей.

Инсталляция «Догоняющий зайца» состоит из двух алюминиевых скульптур — человек бежит за зайцем по зеленому ковролину. По мысли автора, этот сюжет должен напоминать о гипсовых спортсменах в парке Горького. То ли заяц не удался, то ли сталинские скульптуры забыты, но, похоже, инсталляция не вызывает таких воспоминаний ни у кого, кроме автора. Мне же кажется, что теперь сам художник Кабаков напоминает охотника, который не ловит зайцев.

STELLA ART, СКАРЯТИНСКИЙ ПЕР., 16/2, 291 34 07, ДО 10 ЯНВАРЯ

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter