Российский рынок масс-маркета переживает тяжелые времена. Один за другим модные бренды одежды заявляют об уходе из страны, вещи распродаются, на пустых витринах появляются наклейки "Аренда".
В конце сентября стало известно о закрытии магазинов американской марки Esprit, британской River Island и итальянской OVS. А ведь всего два года назад, как раз в ноябре, был торжественно открыт первый магазин OVS в "Метрополисе", и, помнится, на презентации все говорили, что итальянское качество теперь можно заполучить за копейки, о чем раньше можно было только мечтать.
Ниша недорогой, но качественной одежды вновь стремительно пустеет. В торговых центрах исчезают магазины немецкой Gerry Weber и финской Seppala. А на прошлой неделе об уходе из России заявил британский бренд New look, сославшись на "политическую нестабильность".
Говоря откровенно, эти бренды – не из тех, что входят в список моей личной шопинг карты. Не помню, чтобы я хоть раз заглянула в Seppala или в тот же New Look. Спрос на них был не самым большим. И, похоже, под предлогом санкций, политической нестабильности, падения рубля, глобального потепления и грядущего апокалипсиса не самые успешные на нашем рынке марки просто напросто "оптимизируют" свои активы. Если бы продажи шли хорошо, незачем было бы и закрываться.
Подобный массовый исход масс-маркет брендов для россиян - дело привычное, все это мы уже проходили в разгар прошлого кризиса 2008 года. Универмаг Debenhams заявивший о себе на российском рынке в 2006 году, два года спустя вынужден был закрыться (правда, в позапрошлом году он торжественно вернулся). В 2009 года из России ушли Kookai и Diesel, впрочем, последний тоже реинкарнировался на Петровке в 2011 году.
Uniqlo недавно распахнул свои двери, новые точки появятся у Mango, Benetton в ближайшие три года собирается открыть 40 точек
На втором открытии я увиделась с хулиганом в потертых джинсах, Ренцо Россо, основателем Diesel. Он говорил, как рад возвращению, показывал новую коллекцию трусов с Бэтменом и рассказывал про свою книгу "Be Stupid: For Successful Living". Смысл этой книжки с провокационном названием – в том, что умный человек на беду себе всегда осторожен, умный говорит "нет", а глупец говорит "да" и, конечно, выигрывает. Принцип "глупости" - залог успеха компании, ведь глупость оптимистична, она умеет находить положительные стороны там, где "умнику" все рисуется в мрачном свете.
Собственно, те, бренды, которые остаются в России в это непростое во всех отношениях время, именно так и поступают. Они не просто продолжают тихонько завозить новые коллекции и устраивать распродажи. Они активно развиваются. H&M открыл свой первый магазин в Москве в 2009, в самый разгар кризиса. И именно сейчас H&M взялся за активную экспансию в России: на конец ноября запланировано сразу три новых открытия – в московском Вегасе-2, в Реутове и Петрозаводске. В марте у компании появится еще и первый отдельный детский H&M KIDS в Детском Мире.
Uniqlo недавно распахнул свои двери в "Мега Химки" и не собирается на этом останавливаться. Несколько новых точек появятся в ближайшее время и у Mango. United Colors of Benetton недавно презентовал флагманский магазин на Тверской и в ближайшие три года собирается открыть еще 40 точек. Бурно развиваются и российские игроки масс-маркета. Сеть Sela за последние три месяца пополнилась шестью магазинами по России и до конца ноября возникнет еще несколько новых мест продаж.
Некоторые марки не боятся сегодня впервые выходить на российский рынок. В октябре к нам пожаловал, наконец, американский "брат" H&M – Forever 21, скоро к нему присоединится еще один американец: марка повседневной одежды и обуви Dockers, принадлежащая компании Levi Strauss & Co, два магазина Dockers откроются в "Метрополисе" и "Мега Белая дача".
Последние месяцы, когда я отправляюсь на интервью по поводу очередных открытий и пришествий, всегда задаю спикерам один и тот же вопрос: почему вы открылись именно сейчас, в самое, казалось бы, неподходящее для этого время? Глава одной крупной марки сказал мне : "Если мы не побоялись заявить о себе сейчас, значит, дальше будет только проще, это как прививка. Сегодня "переболеем" кризисом, а когда он закончится, у нас будет преимущество перед теми, кто испугался".