Иллюстрация: Александр Можаев
К архитектору Александру Бродскому теперь не применяют иных эпитетов, кроме как «знаменитый» и «наиболее актуальный». Замечательно, что он заслужил эти титулы, не построив в столице ни одного крупного объекта: начинал в жанре «бумажной архитектуры», а теперь проектирует интерьеры да загородные дома. Но сегодня он нам интересен не как знаменитость, а как старожил Замоскворечья.
Мы встретились у метро «Павелецкая», на углу Новокузнецкой улицы. Целью нашего глубокомысленного краеведческого анализа должен был стать район между
Я сюда приехал в
А площадь перед вокзалом занимал рынок, один из лучших в те годы.
Мы свернули во двор дома 8, где Бродский позволил себе ряд воспоминаний глубоко личного толка.
Вот здесь было владение татарского семейства, куда мы лазили воровать яблоки, это было сильное ощущение. А какие были помойки вот здесь помойка зубопротезной мастерской, где попадались челюсти бракованные, там типографская (особо ценились свинцовые литеры), и даже у старьевщика была собственная мусорка, где можно было найти вообще что угодно. А в доме на углу
Мы сворачиваем в
Здесь всегда, особенно летом, стоял сладкий такой дух, потому что фабрика «Рот Фронт» за углом. А вот здесь сейчас справа будет школа, в которой я учился в первом классе
Ой! А
Тут же достает мобильник и звонит школьному товарищу: «Але!
На месте школы котлован, обнесенный старой металлической оградой на кирпичных столбах. Последняя память о церкви Воскресения Словущего в Монетчиках, снесенной еще в 1932 году, видимо, также доживает последние дни. На месте каждого нового дома
Для меня имеет ценность практически все, каждый камень, говорит Бродский. Понятно, что все уцелеть не может, но когда есть попытка или хотя бы желание сохранить имеющееся, выход обязательно найдется. При ином отношении к городу ухудшение может происходить бесконечно.
Действительно, занявшие место особняков панельные башни, в свою очередь приговоренные к ликвидации за некомфортность, перестали казаться такими отвратительными, как прежде. Теперь они вызывают скорее брезгливую жалость, как затравленные престарелые военные преступники. А может быть, потому, что все это родом из детства (в похожем доме проживал заяц из мультфильма «Ну, погоди!»). Но архитектор Бродский смотрит на проблему более рационально.
Как городские объекты панельные башни могут приобрести обаяние только в силу сравнения с тем, что делается сейчас. Они не пытались казаться
Что ж, интересно будет оказаться здесь лет через десять. Хотя яблоневых дворов явно не прибавится. И раки по площади ползать не будут, боюсь, уже никогда.