Атлас
Войти  

Также по теме

Детский сад 3+: куда делись ясли

Московские родители бьют тревогу: дети до трех лет и малыши с временной регистрацией больше не могут попасть в детский сад. При этом чиновники утверждают, что проблемы нет, а пресловутые очереди в садик уходят в прошлое.

​БГ разобрался, как взрослую проблему решили за счет самых маленьких

  • 12694

Главной проблемой дошкольного образования в Москве всегда считали очереди, в которые становятся задолго до рождения ребенка. Однако в последние годы ситуация заметно улучшилась, рассказал БГ уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович и замруководителя Департамента образования Москвы Александр Гаврилов. Последний щедро сыплет цифрами: «Если в 2010 году дошкольным образованием в Москве было охвачено 280 тысяч детей, то сейчас эта цифра выросла почти в полтора раза». Существенно и, возможно, близко к истине. Однако на этом радужные новости заканчиваются: попытка решить одну проблему породила две другие. За бортом дошкольного образования остались дети ясельного возраста и те, у кого нет постоянной регистрации.

Фарида Фархутдинова поставила ребенка на учет два с половиной года назад и была уверена, что за это время для него успеют найти место в одном из московских садиков. Однако в июле 2013-го, когда малышу исполнилось три года, оказалось, что принять его не готовы ни в одном дошкольном учреждении Москвы. «Сначала говорили,что нет мест в районе, потом — в округе, дальше — во всей Москве. В официальных ответах пишут, что мест нет, а заведующие садиками признаются, что есть. Но без указаний сверху они не могут комплектовать группы», — объясняет Фарида.

Дошкольное учреждение

www.vsesadiki.ru

По сути, эта проблема появилась около года назад, когда распоряжение правительства Московской области фактически разделило детей на два реестра: тех, кто живет с постоянной регистрацией и имеет первоочередное право на устройство в детский сад, и тех, у кого регистрация временная. Таких детей берут только на оставшиеся места, которых, по словам чиновников, нет.

Выяснив, что в подобной ситуации оказалась не только она, в начале 2014 года Фарида составила жалобу в генпрокуратуру и собрала около 200 подписей родителей. Через некоторое время к ней домой пришли сотрудники полиции и инспекции по делам несовершеннолетних. Зачем — неизвестно: «Они показали телефонограмму, подписанную Анатолием Якуниным (начальник ГУ МВД по Москве. — БГ), и сказали, что запрос поступил от Департамента образования. Полицейский переписал данные моего паспорта, прописки, регистрации, свидетельства о рождении ребенка. Зачем-то открыл и сфотографировал холодильник, посмотрел, какой у нас телевизор». Подобные визиты нанесли и другим авторам петиции, однако никаких изменений пока не последовало: санкций не применили, но и места в детских садах не появились. При этом родители уверены, что чудесных совпадений не бывает, и предполагают, что московские власти хотят запугать тех, кто пытается бороться за права своих детей.

Замруководителя Департамента образования Александр Гаврилов, напротив, в совпадения верит и считает, что к подобным проверкам его ведомство никакого отношения не имеет. По словам чиновника, детям с временной регистрацией не отказывают в дошкольном образовании, их просто просят подождать. «Наша задача — в первую очередь обеспечить местами постоянных жителей города Москвы», — комментирует ситуацию чиновник.

Ясли закрыли

www.vsesadiki.ru

Однако и здесь, как оказалось, все не так просто: речь идет не обо всех детях, живущих в Москве, а только о тех, кто достиг трехлетнего возраста. О так называемой «ликвидации яслей» встревоженные родители заговорили несколько месяцев назад, после изменения формы записи в детский сад на сайте госуслуг: теперь в очередь можно записать только детей, которым к 1 сентября 2014-го исполнится три года.

«Начнем с того, что ясли в РФ не существуют с 1993 года, есть группы раннего возраста. Никаких новых установок и документов тут нет: есть новые правила процедуры регистрации, — объясняет Александр Гаврилов, — из-за них-то все и взбунтовались, хотя это просто новая форма, инструкция, какие кнопки нажимать. Если родители хотят записать ребенка, а система не позволяет — пусть обращаются в ОСИП (окружная служба информационной поддержки. — БГ), там помогут». Однако и там разводят руками: «Нет мест».

Де-юре никаких правил, которые запрещают брать в сады детей до трех лет, действительно нет. «Однако у нас, как обычно, вместо законов выполняются указания сверху, — считает Евгений Бунимович. — Было такое указание: обеспечить детей от трех лет местами в детских садах, ликвидировать очереди. С одной стороны, это хорошо, в Москве действительно постепенно становится меньше очередей. С другой — получается, что у трехлетних приоритет, и места для них освобождают за счет других детей. По той же причине детям с временной регистрацией отказывают в приеме в детские сады. Официально это никак не закреплено, им просто говорят: «Извините, мест нет».

Детские сады Москвы

www.vsesadiki.ru

Директивы сверху, о которых говорит Бунимович, на самом деле были: в мае 2012 года Владимир Путин подписал указ, согласно которому к 2016 году дошкольным образованием должны быть обеспечены все дети от трех до семи лет. При этом как именно нужно реализовывать эту установку, в документе, само собой, не указано. Решения принимали на местах. Так, в 2013 году появилось распоряжение Сергея Собянина и временные правила записи детей в детские сады для Москвы: согласно обоим документам, малыши от полутора лет и дети с временной регистрацией могут получить место в детском саду только после того, как будут обеспечены все трехлетки с постоянной регистрацией.

Александр Гаврилов считает такую позицию исключительно верной: по его словам, психологи доказали, что ребенок до трех лет не умеет в достаточной мере обслуживать себя, не готов к разрыву с мамой и выходу в социум. Как при этом быть, к примеру, одинокой или многодетной маме — неизвестно. На вопрос о том, сможет ли мама с ребенком выжить на мизерное пособие, Гаврилов честно отвечает: «Не знаю», но добавляет: тех, кого закон относит к «льготным категориям», государство не бросит. Выжить на государственное пособие матери-одиночке с двумя детьми невозможно, уверена Фарида Фархутдинова. Она пробовала, поэтому знает наверняка.

«Права ребенка и его родителей здесь, конечно, нарушены. Мне бы тоже, может быть, хотелось, чтобы ребенок до трех лет сидел с мамой, но это не всегда возможно. Я уже обращался в мэрию, обещали, что будут решать проблему. А что еще они могли сказать?» — пожимает плечами Бунимович.

О том, как именно будут решать проблему, Гаврилов рассказывает туманно: «Будем строить новые сады, ремонтировать старые». Лучик надежды — субсидии частным дошкольным учреждениям, однако и тут все неоднозначно. С одной стороны, некоторые частные садики получают субсидии от государства. С другой — непонятно, как власти контролируют распределение этих средств и на что они расходуются на самом деле. При этом о компенсациях для родителей, которые вынуждены воспитывать малыша дома, речи не идет.

 






Система Orphus

Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter