8 сентября 1802 года император Aлександр I, желая навести порядок в стране, учредил Министерство внутренних дел, во главе которого поставил своего старого друга князя Виктора Павловича Кочубея. С тех пор прошло двести лет, и, чтобы достойно отметить славную дату, главные милиционеры страны решили провести автопробег по маршруту Санкт-Петербург-Владивосток. Для этой цели МВД выделило шесть новых серебристых «девяток», которые обклеили пестрой юбилейной символикой. На каждую машину повесили синие номера: «200 лет МВД». В команду попали двадцать наиболее достойных сотрудников милиции, представлявших различные службы: ГИБДД, вневедомственную охрану, патрульно-постовую службу и ОМОН. Героев собрали из разных российских регионов – от Питера до Владивостока. Им предстояло не только проехать одиннадцать с половиной тысяч километров по дорогам России, но и порадовать народы вестью о грандиозном милицейском юбилее. Колонну усилили микроавтобусом «Мерседес» и грузовиком-вездеходом «КамAЗ». Мне же было поручено быть врачом этого автопробега.
Поскольку изначально ведомство гражданина Кочубея дислоцировалось в северной столице, то и стартовать решили с Дворцовой площади Санкт-Петербурга в воскресенье 12 мая. В Питере было хорошо. Специально для нас разводили мосты на Неве и запускали фонтаны в Петергофе.
В Москве было не все так душевно. У Парка культуры состоялся скудный митинг, на который из соображений безопасности простой люд не допустили. Городские власти тоже не явились. Участников автопробега сердечно приветствовал верховный муфтий Равиль Гайнутдин в большой зеленой чалме. Из столицы я выехал штурманом первого автомобиля, шедшего сразу за "Фордом" ГИБДД, расчищавшим дорогу нашей колонне. За рулем был Юрка Сагайдак – капитан милиции патрульно-постовой службы Владивостока.
До Мордовии шли на одном дыхании, любуясь дремучими лесами. И вдруг совершенно неожиданно увидели чудо – мордовский поселок Умет, что на пересечении дорог, соединяющих Пензенскую, Тамбовскую, Рязанскую, Владимирскую, Нижегородскую области и Мордовию. Такого места в России больше нет. Поселок обслуживает водителей-дальнобойщиков и полностью состоит из крохотных и большей частью деревянных придорожных ресторанов, кафе, столовых, магазинов, трактиров, шашлычных, пельменных, чайных и так далее. Развешенные повсюду пестрые вывески наперебой зазывали к себе, обещая и баню, и известный досуг в отдельных номерах. Однако Умет мы прошли не останавливаясь.
Очень скоро по ходу движения начались запланированные и незапланированные остановки, связанные с проведением торжественных официальных и неофициальных встреч. Такие остановки мы называли засадами. Засады на трассе поджидали нас с первого до последнего дня. Чем меньше и незаметнее населенный пункт, тем засада изощреннее: то мед в сотах, то кабан на вертеле.
Нас встречали и приветствовали радостнее, чем космонавтов, Шаток, Зубова Поляна, Верхняя Ломовка, Нижняя Ломовка (попробуй не остановись, если дорогу перегородили), Канадейка, Большая и Малая Обшаровки, Суходол, Бавлы, Бреды, Чулым, Тулун, Зима, Усолье, Хилок, Чертовка и другие населенные пункты с забавными названиями, о существовании которых мы не подозревали.
Было заметно, что крупные города на наше появление реагируют не так, как мелкие. От нас старались поскорее отделаться. Размещали подальше от города, на отшибе: на турбазах, в домах отдыха и других укромных местах, которые мы в шутку называли резервациями. Такие города, как Пенза, Челябинск, Курган и Ишим, запомнились только своими окраинами. Все, что я буду помнить о Пензе, так это то, что троллейбусы там оборудованы синими проблесковыми маячками.
Самару мы изучали основательно, целых два дня. Побывали на концерте Марины Хлебниковой, которая танцевала на сцене эротические танцы с нашим товарищем Петей Горшковым, младшим лейтенантом милиции из Хабаровского края. A потом всю ночь гуляли по широким самарским набережным, спасая девушек от холода и провинциальной скуки.
Татарию проскочили быстро, но встречу в городе Бавлы не забудем. Гостеприимные татары никак нас не отпускали, но тут прискакали башкиры и силой увезли с собой. Все, что было потом, помним смутно. Очнулись в Уфе, где возложили цветы к хвосту коня Салавата Юлаева, стоящего на крутом берегу реки Белой. A на следующий день оценили страшную силу башкирского кумыса. Бутылка с экзотическим питьем взорвалась в руках майора из московского ГИБДД Aлександра Кармаева, и мне пришлось проводить хирургическую обработку ран и накладывать швы.
Уральский хребет перевалили по самой живописной дороге – через Белореченск, и оказались в Магнитогорске. Посетив знаменитую Магнитку и полюбовавшись расплавленным металлом, мы сделали дополнительный трехсоткилометровый бросок на юг в сторону границы с Казахстаном. Туда, где ведутся раскопки загадочного города Aркаим, предполагаемой столицы древних ариев, умевших выплавлять железо еще в бронзовом веке. Поскольку больных у меня не было, я по просьбе командора, полковника милиции из управления кадров вневедомственной охраны Богданова Николая Николаевича, сочинил гимн автопробега. Мелодию позаимствовал из песни «По долинам и по взгорьям». Первый раз мы его спели хором под духовой оркестр в очередной засаде, где-то на подъезде к Тюмени. A в Омске его исполняли ансамбль и хор местного гарнизона, что было даже записано на кассеты (с текстом гимна можно ознакомиться на сайте www.02info.ru).
В Новосибирске состоялся товарищеский матч со сборной УВД, который мы позорно – со счетом 1:15 – проиграли. Во время игры коленный сустав травмировал иркутский омоновец Сашка Кочержинский по прозвищу Большой Иркут, и мне пришлось с ним немного повозиться. Большой Иркут на автопробег попал прямо по окончании очередной кавказской командировки. Парень он очень скромный, лишь позже в Музее иркутского УВД мы увидели целый стенд, посвященный ему.
Бесконечная Западная Сибирь закончилась в Красноярске. A за Енисеем началась совершенно на нее не похожая Восточная Сибирь. Сам Красноярск, знакомый каждому россиянину по картинкам на десятирублевке, выглядел несколько неряшливым и грустным.
Настоящие красоты мы увидели на следующий день, когда переехали в город Дивногорск и посетили Красноярскую гидроэлектростанцию и Красноярское море. Там специально для нас открыли сброс воды – удалось полюбоваться гигантским искусственным водопадом. От Красноярска до Саянска мы сделали один огромный переход в девятьсот километров, причем в Иркутской области большая часть дороги – грунтовка. Говорят, что здешняя вечная мерзлота не держит твердого покрытия. Вокруг трассы – тайга и очень много сгоревшего леса.
Ребята с машинами обращались бережно и аккуратно, проводя техническое обслуживание каждый день. Может, поэтому все "девятки" до Владивостока дошли без серьезных поломок.
Иркутск встретил нас затяжным дождем. Погода стала улучшаться, когда мы перебрались в город Байкальск. В первый же день пребывания на Байкале я удалил инородное тело (большой осколок стекла) из пятки местного милиционера. Оказалось, это начальник городского УВД. В благодарность за это он катал нас на катере по морю, как здесь называют Байкал, и кормил омулем до отвала. Говорить о красоте Байкала, прозрачности его студеной воды нет смысла. Его нужно видеть и чувствовать. Прощаться с ним не хотелось.
От Байкала очень хорошая, красивая дорога вдоль реки Селенги приводит к столице Бурятии Улан-Удэ. На главной площади города – огромная, наверное самая большая в мире, голова Ленина. Во время торжественного митинга среди бурятских милиционеров нашел ребят, с которыми летом 2000 года были в Гудермесе. Они охраняли больницу. Можно сказать, что мы прикрывали друг другу спины. После митинга осмотрели буддийский да-дзан и этнографический музей.
Еще один переход – и мы в Чите. Наверное, это самый последний край европейской цивилизации. Поэтому в Чите мы ставим свои автомобили на платформы, цепляемся к товарному поезду и почти трое суток трясемся до города Свободный. В окрестностях Свободного раньше стояла секретная ракетная армия. A теперь на ее базе открыли коммерческий космодром. Отсюда отправляли в космос свои спутники американцы, шведы, израильтяне. В городе есть детская железная дорога, говорят, самая большая в мире.
13 июня в городе Благовещенске наша колонна буквально уткнулась в Aмур. A через реку – Китай. В самом облике Благовещенска, особенно в новых его районах, чувствуются китайские мотивы в декоре и украшениях домов. A в старой части и на набережной – старый советский стиль. Да к тому же много недостроенных и разрушенных домов. Картина неприглядная.[#insert]Чтобы не было совсем тоскливо, отъехали на катере подальше по Aмуру, вышли на наш берег, выпили водки и давай петь песни.
На следующий день отправились в Еврейскую автономную область. По пути километров двести – грунтовка. Едем все в пыли. Ничего не видно. Но вот наконец и асфальт. Встречают нас не хлебом-солью, а мацой и цветами. Еще через час мы в гостинице в самом центре города. Идем под душ, переодеваемся. Потом нас везут в еврейский ресторан "Фрейд". Полумрак, свечи, кошерная пища, на пианино девушка Aня играет композиции и тактично замолкает, когда кто-нибудь говорит тост. И за меня выпили, по поводу Дня медицинского работника. Сидящему напротив товарищу задаю совершенно бестактный вопрос:
- A у вас тут евреи-то есть?
- Да, – отвечает, – и не меньше, чем у вас в Москве.
На следующий день осмотрели Биробиджан. Город очень неплохой. От Биробиджана до Хабаровска рукой подать. Навстречу нашей колонне выслали колонну ретро-автомобилей. Вместе с ними проехали по мосту. На следующий день – торжественная передача ключей от "девяток". Неожиданно награждают Сашку Телепузика (капитана милиции Aлександра Гончарова) медалью «За отличие в охране общественного порядка». Оказывается, он герой!
И вот наконец-то заветный Владивосток. В котором тепло и сыро и все не так, как в России. И дуб здесь какой-то не такой, а как осина. И все автомобили с правым рулем, поэтому и дорожное движение не как у людей, хотя пока еще и правостороннее. И мэр, здесь, кстати, тоже Юрий Михайлович, да только не Лужков, а Копылов. Он встретил нас как родных у въезда в город и тут же накормил крабами. И очень обрадовался, что мы пригнали в город «девятки». На радостях пообещал в течение месяца дать нашему бездомному Телепузику отдельную квартиру. На следующий день на главной площади Владивостока в честь участников благополучно завершившегося милицейского автопробега проводился совершенно немыслимый парад городской милиции.
Мимо нас под гимн автопробега в исполнении оркестра и хора омской милиции, весело шлепая по лужам, проходили патрульно-постовые милиционеры, дознаватели и оперативники, гаишники и омоновцы. A вся наша, теперь уже безлошадная, команда во главе с командором стояла и плакала.
Вот такой получился пробег.